ЧЕСТНОСТЬ ИСПЫТАТЕЛЯ Печать
Рейтинг пользователей: / 5
ХудшийЛучший 
1980.10.31.jpg
      31 октября 1980 года с аэродрома Жуковский взлетел новенький истребитель МиГ-29, пилотируемый шеф-пилотом ОКБ Микояна Заслуженным лётчиком-испытателем СССР Героем Советского Союза генералом Федотовым А.В.
      Из этого испытательного полёта самолёт не вернулся, а лётчик оказался на госпитальной койке. Столкновение МиГ-29 с землёй произошло в 136 км от аэродрома…



Юрий Фёдоров


СЛУЧАЙ В ЗАСАДЕ

      Как указывалось, лётное происшествие случилось из-за разрушения корпуса диффузора камеры сгорания левого двигателя. Из-за этого в полёте на скорости 1380 км/ч и высоте 1000 м начался пожар, вызвавший повреждения ряда систем и перегорание тяги управления стабилизатором. Произошёл отказ управления воздушным судном. Самолёт вышел на перегрузку 10g и с высоты 1000 метров сорвался в штопор. Лётчик катапультировался за 3 секунды до столкновения «мигаря» с землёй при отрицательной перегрузке, получив компрессионный перелом позвоночника, а также травмы руки и ноги.
1980.10.31_Avariia_samolyota_MiG_29__Fedotov_A.V..jpg
icon2.gif Позвольте оччччень едкий комментарий!

      Это ж как и сколько надо было гореть самолёту, чтобы ПЕРЕЖГЛО ТЯГИ УПРАВЛЕНИЯ стабилизатора??!!! Да что там, горело как в мартеновской печи??!! Или эти тяги сделаны из газетной бумаги? Там же не тросовая проводка, как на И-16 или, допустим, Миг-17! (Хотя на последнем в дополнение к тросам были ещё и жёсткие тяги!) Пожимаем плечами!
      Да, но позвольте! Лётчик-испытатель Федотов ничего не докладывал на землю о пожаре! Что весьма странно – самолёт пылает греческим огнём, а столь опытный испытатель молчит как рыба подо льдом! А почему же он не выключил горящий двигатель, не перекрыл доступ к нему топлива? Это первое, что сделал бы любой пилот, даже лейтенант в строевом полку, даже курсант, которого уже выпускают в самостоятельный полёт! А опытный лётчик-испытатель генерал Федотов это почему-то не делает! А чем же он там занимался? Почему в аварийной ситуации не набирал высоту? Ждал, когда откажут некоторые системы, перегорят тяги управления, самолёт выйдет на перегрузку 10, а затем сорвётся в штопор?
      Да нам вешают лапшу на уши! Килограммами! У меня в полёте был точно такой отказ – диффузор камеры сгорания разошёлся по шву – т.е. произошло его разрушение! И что? Начался пожар? Ничего подобного! Движок моментально остановился – из-за падения давления на турбине (параметр Рт). Мы не знали причины остановки и его, двигатель, четыре раза пытались запустить, думали – заработает! А он не запустился! И запуститься не должен был с разрушенной камерой сгорания-то! И пришлось катапультироваться!
      Какой пожар?!! Что за чушь??!!! Про пожар в следствие разрушения диффузора камеры сгорания может вещать лишь тот, кто не прочувствовал на практике, что есть это самое разрушение в полёте камеры сгорания и совершенно не знает Теорию реактивных двигателей!
      Поэтому имею право заявить: Федотов солгал!
      Пойдём дальше! Меня лично настораживает скорость 1380 км/ч, при которой, якобы неуправляемый истребитель вышел на перегрузку 10g и сорвался в штопЕр! 1380 км/час – это сверхзвук! Уж сколько я летал на сверхзвуке (более 500 полётов!), но создать ТАКУЮ перегрузку на таких скоростях??!! Да там лётчик ощущает эффект «резиновой ручки» – это когда тянешь-тянешь, а самолёт вяло переходит в набор высоты или с неохотой идёт на вираж – инерция скорости слишком большая! А тут нам ещё внушают, что истребитель не только мгновенно создал перегрузку 10, но ещё и оказался в штопоре!
      Пытаюсь понять! Допустим, Федотов поведал нам правду! И в самом деле тяги стабилизатора «перегорели», как нить накаливания в старой лампе! А теперь объясните мне: зачем неуправляемому по каналу высоты истребителю выполнять маневр с огромной перегрузкой? ЗАЧЕМ??!! Перегрузка – это огромные силы, которые при её создании действуют на летательный аппарат! Откройте нам страшную тайну: кто или что воздействует на неуправляемый МиГ и создаёт ТАКИЕ усилия, в 10 раз превышающие земное притяжение??!!!
      Не верю! Это какой-то бред!!!
      И потом! Чтобы на сверхзвуковой скорости попасть в штопор!!!???? Да вы что, охренели??!! Где вы такое сыщите в аэродинамике летательных аппаратов больших скоростей? Штопор – это следствие малых скоростей, менее эволютивных! Малых скоростей и больших скольжений!
      Но обождите! Вернёмся к аварийной ситуации!
      Итак! Самолёт не просто горит, а, судя по объяснениям Федотова, ПЫЛАЕТ (!!), и рдеет очень долго (чтобы на огромной скорости перегорели тяги управления стабилизатором; а ведь скоростной напор будет препятствовать перегоранию этих самых тяг)! Более того, МиГ-29 неуправляем! Он в штопоре и несётся к земле! Что лётчику делать в кабине? Почему он катапультировался так низко, что едва остался жив?
      Кажется, ответ прост! Да, была сверхзвуковая скорость! (Так по заданию.) Но потом генерал Федотов решил попилотировать самолёт на пределе, создав большую перегрузку. Он снижает скорость… И на малой высоте и оптимальной для пилотирования скорости затянул истребитель в вираж с огромными угловыми перемещениями, создавая перегрузку!..  Скорее всего, МиГ, который ещё не испытывался на подобное, вошёл в режим «подхвата» и вертикальную перегрузку ny зашкалило до 10g, что явилось для пилота полной неожиданностью! Контроль за полётом упущен, истребитель задрожал (а лётчик на это не реагирует), потерял скорость, перешёл в опасный режим сваливания и оказался в штопоре! Вот и пытался Федотов вывести из него, исправить свою ошибку! Потому и не доложил ничего на землю – ни о «пожаре» (которого, уверено заявляю, не было), ни о потере управления самолётом (из-за якобы перегорания тяг)! И потому чуть не погиб (из-за позднего катапультирования)!
      Для этого и нужен был Федотову пожар! А как ещё оправдаться пилоту по большой перегрузке, которая заданием на полёт не была предусмотрена, но которая зафиксирована самописцами? А потом всплеск её до 10g и срыв самолёта в штопор?! Это же позор – известный лётчик-испытатель, претендующий на присвоение ему звания дважды Героя Советского Союза (авторитет Коккинаки В.К. не даёт Федотову покоя!), и вдруг срывает МиГ в штопор! Вот генерал Федотов быстренько и отыскал причины – неуместный с точки зрения Теории реактивных двигателей пожар, быстренько случившееся перегорание тяг управления, после чего самолёт, якобы, что хочет, то и делает (даже ведёт себя вопреки всем законам аэродинамики), а «я, извините, даже с моим опытом, ничего не мог исправить!» Вот вам и штопЕр!
      Неясно только, как проглотили эту туфту инженеры ОКБ Микояна! Факт-то на лицо – потерян исправный самолёт, а пилот явно врёт!

      Добавим, что выводов из этого случая Федотов для себя никаких не сделал, по-видимому, посчитав всё случайностью! А в авиации при таком отношении случай всегда садится в засаду и ждёт свою жертву… И дождался! Штопор всё-таки подстерёг этого пилотягу! Через четыре года, в 1984 году, Заслуженный лётчик-испытатель СССР (1969), Герой Советского Союза (1966), генерал-майор авиации Федотов А.В., неверно оценив ситуацию, при заходе на посадку сорвёт в штопор перетяжеленный топливом МиГ-31 и бесславно погибнет! Разобьётся нелепо сам… И заберёт с собой на тот свет ещё и штурмана-испытателя В.С. Зайцева…