3ve3da.jpg  [ХВВАУЛ-74] Харьковское Высшее Военное Авиационное ордена Красной Звезды Училище Лётчиков ВВС
им. дважды Героя Советского Союз
а С.И. Грицевца
homemail
< Август 2019 >
П В С Ч П С В
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31  
Сообщения чата
Сейчас 241 гостей и 2 пользователей онлайн
  • eensleydari

ЗАОБЛАЧНЫЕ ТАЙНЫ PDF Печать E-mail
Рейтинг пользователей: / 8
ХудшийЛучший 
MiG_21__para_.jpg
      12 августа 1991 года во время подготовки к параду, приуроченному ко Дню Воздушного Флота, в районе испытательного аэродрома ЛИИ им. Михаила Громова потерпел катастрофу МиГ-21, пилотируемый лётчиком-испытателем 3го класса Г.Е. Белоусом (р. 1960).
      Испытатели Урал Султанов и его ведомый Геннадий Белоус на МиГ-21, эскортируя сверхзвуковой бомбардировщик Ту-22, готовились показать на авиационном празднике точную копию исторического пролёта Ту-22 в сопровождении двух МиГ-21 на воздушном параде в Домодедово 1967 года. Они вдвоём должны были потом «покрутить» ещё немного пилотажа в парном строю и удивить зрителей: «Ооооо! Лётчики-испытатели!!!!!»


Юрий Фёдоров

СЛОЖЕНИЕ МОТИВОВ ПОВЕДЕНИЯ
(И опять о неудовлетворительной пилотажной подготовке
лётчиков-испытателей и нравственной чистоте кое-кого из них)


      Вспоминает Заслуженный лётчик-испытатель России А.Ю. Гарнаев:
      «…Заруливаю на свою стоянку. Пара “двадцать первых”, прямо у меня над головой? сделав проход, уходит влево на боевой разворот. Опять заходят на центр аэродрома и, пройдя уже вне поля моего зрения, распускаются. Видимо, они хотят ещё раз собраться и продолжить тренировку.
      Слышу по радио неуверенный вопрос Урала, обращённый к Генке: «Ты что, отошёл? Где ты?..» Такое впечатление, что ребята не очень чётко обговорили весь полёт на земле. Руководитель полётов тоже немного замялся – назвав почему-то позывной Урала, задаёт в эфир вопрос: «Вам не мешает малоскоростной на посадочном курсе – подходит к дальнему?» Но такой вопрос должен быть скорее адресован Геннадию, это же он после роспуска пошёл в направлении третьего разворота. С упомянутого «малоскоростного» – проходящего испытания Ил-114, штатно докладывает о входе на глиссаду лётчик-испытатель ильюшинской фирмы с похожей на Генкину фамилией – Вячеслав Белоусов…
Belous_G.E.__1960_1991_.jpgSultanov_U.N.__g.r._1948_.jpg
1>> Белоус Геннадий Евгеньевич (1960-1991), лётчик-испытатель 3го класса, капитан.
2>> Один из главных виновников катастрофы лётчик-испытатель Султанов У.Н.  (р. 1948), ставший в последствии заслуженным...

 
      И опять недоуменный вопрос РП, непонятно почему обращённый по позывному Урала: «Ты куда пошёл? Твоё место?» Короткая пауза…
      И вдруг тот же голос руководителя полётов неестественно громко, надрывно выкрикивает одно оборванное слово: «КАТАПУЛЬТИР!!!»
      За считанные секунды до этого, обернув голову на рулении в сторону третьего разворота, я увидел крутнувшийся с малой высоты вниз МиГ-21… Почти отвесное столкновение с землёй. Характерный гриб чёрного дыма…
      И тут в эфире удивлённый голос Урала, докладывающего своё место: он стоит в вираже над КДП, на его борту всё в порядке.
      Мелькает шальная мысль: быть может, эта страшная картина мне привиделась, а на самом-то деле – всё в порядке? Но нет – ещё виден в стороне третьего разворота нерассеявшийся чёрный дым.
      С ушедшего на второй круг Ил-114 раздаётся доклад Вячеслава Белоусова: «Я пройду, посмотрю, что там…»
      И через несколько секунд, на вопрос РП: «Парашюта не видно?», несётся в эфир его ответ: «Нет… Здесь в деревеньке с церквушкой, прямо рядом с одним домом вошёл. Практически отвесно…»
maxres2.jpg

icon2.gif
Позвольте очччень едкий комментарий!

      Прежде всего, заметим, что У.Н. Султанов пришёл в испытатели из лётчиков-инструкторов Харьковского ВВАУЛ. Что из этого последовало? (Вы только гляньте, как далеко тянется посыл из прошлого и начинает либо помогать, либо строить помехи будущему, и порой приводит к печальным последствиям!) Он и его ведомый Геннадий Белоус ушли в этот полёт, не проиграв всё задание методом «пеший по-лётному»! Много лет назад налетавшись с курсантами в т.ч. и строем, Султанов решил, что он всегда готов ко всему, а проигрывание полёта – это для желторотиков! А у обоих пилотов был заоблачный перерыв в групповых полётах составом пары. Но мы же – лётчики-испытатели куда там!! Это у кого-то перерывы, а мы – мастера, бога за бороду в групповых полётах ухватили!
      Поэтому Гарнаев прав в одном – они оказались совершенно неподготовлены к полёту парой! Оба пилота не обговорили всё на земле, видимо, считая себя кауферами во всём, не проходили полёт методом «пеший по-лётному». А это главный метод отработки и группового пилотажа, и воздушного боя! Не зависимо от опыта лётной работы, званий, орденов, это основной элемент для любого пилота, очень важная составляющая в лётной психологии и отработке навыков – увидеть весь маневр со стороны! А тут У. Султанов назначил пару сенсеями по групповым полётам, а Г. Белоус не стал возражать!
      Но Гарнаев или сам не понял, что было, или покрывает эту парочку, здорово всё переврав! Они не распустились, чтобы потом сойтись в паре, как пишет Гарнаев, это полная дребедень! В действительности, ведомый потерял ведущего, а ведущий – ведомого!! Об этом говорит удивлённый вопрос Султанова: «Где ты?»
      Здесь бы грамотно сработать РП. Но этот недотёпа тоже внёс свою лепту в катастрофу: перепутал все позывные – грубейшая ошибка лица ГРП! И тем самым запутал всех в воздухе! Да лучше бы он промолчал! Но руководитель полётами не мог промолчать, потому что к дальнему подходил борт! РП надо было проинформировать эту пару, ибо он опасался, что эти «пилотажники», не заметив огромный «Ил», вмажут в него! Уж кто-кто, а руководитель прекрасно осведомлен, что лётчики-испытатели не такие уж гварнери в ведении осмотрительности, особенно когда отвлечены на пилотаж.
      И что случилось с Геннадием Белоусом на 3м развороте? Отчего он почти отвесно вошёл в землю? Да всё элементарно! Мальчик сидел в кабине как на иголках, вертелся влево и вправо, искал глазами ведущего – чтобы не столкнуться! (Ведь РП своей бестолковой информацией дал понять, что Султанов где-то рядом!), упустил контроль за скоростью и сорвался в штопор – самое позорное для любого лётчика, даже курсанта, тем более испытателя! Видно, по пилотажу он был боооольшой спец!
      Огромнейшая вина и на этом Султанове! Он мог бы помочь выправить ситуацию, сразу (сразу!) ответив РП, что он – над ним! РП тут же смекнул бы, кто – где, поправился бы, развёл бы растерявшуюся пару по высоте до визуального контакта. И Белоус остался бы жив – не искал бы ведущего, не потерял бы скорость, не свалился бы на крыло!
      Но этот мудозв*н Султанов откликнулся лишь тогда, когда Белоус разбился! Он, оказывается, стоит над КДП и у него всё в порядке! А где же ты, гад, был со своим докладом раньше, когда РП обращался к тебе, спутав твой самолёт с самолётом твоего ведомого? Почему, сволочь, промолчал??!!!
      А Султанов не хотел «светиться» в эфире, чтобы все вокруг уяснили, какие они великие спецы по групповому пилотажу, что их пара при пилотировании рассыпалась! А вот после истерического вскрика РП «КАТАПУЛЬТИР!!!» он понял, что его молчание станет его обвинением! Потому «удивлённо» (как пишет Гарнаев; а я бы сказал: хитрож*по!), уже совершенно не к месту доложил, что он над КДП и у него всё в порядке! И теперь на разборе, когда его спросили: почему на запросы руководителя не отвечал, не поправил его, он удивится: «Как не отвечал? Я доложил своё место!» И будет мечтать, что все не разберутся и забудут: его отклик был уже после гибели Белоуса, когда местоположение Султанова уже ни кому и на фиг не было нужно!

      Вот и выходит, что у каждого участника этой катастрофы был свой мотив поведения! А все мотивы вместе, сложившись, привели к трагической развязке – погиб молодой испытатель!

      Кровь Геннадия Белоуса – на нём самом (упустил контроль за скоростью и сорвал исправный истребитель в штопор!), на РП и на этом
У. Султанове!

      Да разве можно испытателям поручать показательный пилотаж??!! Они – не пилотажники! Они – испытатели! Ну и пусть испытывают авиатехнику! Живее будут!!


 

Комментарии  

 
0 #2 Юрий Фёдоров 07.09.2019 21:23
Со многим я с вами соглашусь. Однако вину Султанову я поставил не по третьему пункту НПП, а по тому, что когда к нему обратился РП, он промолчал! Это и усугубило ситуацию! Это ввело в заблуждение ведомого и он решил, что Султанов где-то рядом. Ведомому и в голову не пришло, что РП просто ошибся! (Далее по тексту...)
Цитировать
 
 
+1 #1 Vladimir 05.09.2019 18:11
Совершенно верно, летчики-испытатели должны испытывать авиатехнику и лучше их никто это не сделает. А вот групповой пилотаж или одиночный, особенно на малой высоте, уж извините, предоставьте специалистам. Если в ВВС (ВКС) это понимают и начальники простачков просто так не выпустят на арену, то у испытателей все по другому, там другая система, типа "каждый моряк - сам себе капитан". Поэтому столько ЛП с участием испытателей на авиашоу с летальными исходами.
В данном случае я бы не перекладывал основную вину на У. Султанова и РП. В НПП в действиях ведомого при потере ведущего ПЕРВЫЙ пункт - доложить о потере контакта ..., а он это не выполнил. Если бы он это выполнил, уж тогда можно было оценить степень вины У. Султанова и РП. Кстати в НПП в обязанностях ведущего только ТРЕТИМ пунктом "Знать положение самолетов в боевом порядке,...", для чего У. Султанов, когда засомневался и запросил: "Где ты?". А так как в таких ситуациях все происходит скоротечно, то отвечать уже было некому
Цитировать
 

Добавить комментарий

Комментарий публикуется после одобрения его модераторами. Это необходимо для исключения оскорбительных для авторов комментариев.


Защитный код
Обновить


test
    © 2009-2017 гг.   Все права защищены.
Полное или частичное копирование материалов без согласия авторов и без ссылок на данный сайт ЗАПРЕЩАЕТСЯ и будет преследоваться по закону!

Создание сайта студия "Singular"

каркас для гамакагидролок