ВОСПОМИНАНИЯ ОФИЦЕРА ГРП Печать
Рейтинг пользователей: / 4
ХудшийЛучший 
QIP_Shot___Screen_5136.jpg
      Сия история случилась на Дальнем Востоке. Ночью был сильный снегопад. Утром на ВПП слой снега более 30 см. Ту-134, который ожидался к нам, по свежевыпавшему снегу может производить посадку с толщиной покрова, кажется, не более 20 см (не помню точно).
      А к нам на том самом Ту-134 должен был лететь Командующий Ставки Восточного направления – Главнокомандующий войсками Дальнего Востока (а случись чего – Дальневосточного фронта) Генерал армии Волошин Иван Макарович, вместе с Командующим Дальневосточными ВВС вреднющим дядькой генерал-полковником авиации Цоколаевым Эльдаром Вениаминовичем! Они перелетали с точки на точку, мотались из гарнизона в гарнизон, проверяя боеготовность полков и дивизий, и весь Дальневосточный военный округ, включая авиацию, от этих посещений уже на ушах стоит! Послетать со своих должностей, а то и быть уволенным из армии можно было запросто не то, что лётчику, командиру звена, комэске, Руководителю полётами, но и командиру полка или даже комдиву! Пару дней назад они у нас уже были. И вот снова, может, к нам, а, может, от нас на вертушках к ракетчикам нагрянут...



               Юрий Фёдоров
РАЗВОРОТ «ВСЕ ВДРУГ»
(Непогода службы)

      ...Оперативный дежурный (начхим полка) по информации командира ОБАТО доложил в Хабаровск о неготовности аэродрома.
      КП Хабаровска спрашивает:
      — Через сколько времени будет готова ВПП?
      Начхим смотрит на комбата. Тот:
      — Скажи: через час!
      Оперативный дежурный так и доложил в Хабаровск.
      На КП приезжают командир полка полковник Якубовский Владимир Эдуардович и оставшийся единственный РП Центра руководства полётами – ваш покорный слуга. Разумеется, принимать литерный борт придётся мне. (Начальник ЦРП... Не помню, где его чёрт носил, может отпуск, может, в госпитале!)
      ОД докладывает ситуацию. Мы с командиром едем на ВПП.
      А тут час проходит и КП Хабаровска со всей строгостью вопрошает:
      — ВПП готова?
      Оперативному дежурному бы ответить: «Сейчас РП вернётся с полосы и вам доложит» и снять с себя всю ответственность! Вместо этого, глянув на часы, начхим с задором рапортует:
      — Готова!
      — Принимаете борт Волошина?
      Ну если готова...
      — Принимаем!
      Начхим полка! На КП ВВС округа!
      Оперативный дежурный в Хабаровске, не разобравшись, кто здесь у нас рулит, даёт «добро» на вылет литерному борту. (Аэродром не помню, откуда, кажется Благовещенск, километров 400!)
      В прекрасном расположении духа я поднимаюсь на КДП, чтобы побездельничать в кресле и почитать книжку, понаблюдать сверху за уборкой снега и порадоваться, что моя служба не связана с аэродромной ротой. И только я, развалившись в кресле и вытянув в сторону электрорадиатора ноги, углубился в расследование запутанного преступления умнейшим сыщиком с нелепой фамилией Мэгре, как в эту самую благоденственную минуту нас с комиссаром полиции от важных рассуждений отвлекает диспетчер по ГГС:
      — Товарищ подполковник! Взлёт Ту-134! Позывной: 02311. На борту Волошин и его штаб! Посадка у нас!
      Комиссар французской полиции Мэгре оборачивается ко мне, всплескивает руками и с возмущением говорит:
      «Нет! Ну так же невозможно работать!!»
      И тут же сволочь испаряется, оставляя меня один на один с тем, что сказано диспетчером!
      А я возвращаюсь в советскую действительность дальневосточного военного аэродрома. У меня медленно округляются глаза и отвисает челюсть: а куда он думает садиться?!! Я посмотрел на свою ГРП с целью определить: слышат ли они то же, что и я?..
      — Кто дал «добро»?
      — Оперативный дежурный! Команда прошла не через меня! Я бы без вас такую команду не передал!
      А у нас диспетчеры были вышколены хорошо: командир полка будет стоять над кем-нибудь из них или даже комдив генерал Винокуров (чем он никогда не злоупотреблял) – пока Начальник ЦРП или РП «добро» не даст, любой из них будет тянуть время, дурака включать, но разрешение по диспетчерской линии не передаст НИКОГДА и НИ ЗА ЧТО!
      А тут на 1м канале на контрольную связь выходит этот борт – 02311! Быстро, однако!
      И РП... Хочешь стой, а хочешь падай! В воздухе к нам несётся на крейсерской скорости Ту-134 с толпой генералов на борту!.. На ВПП техника и люди!.. Но это полбеды, команда – и все уйдут с полосы!
      Но аэродром к приёму самолётов НЕ ГОТОВ!! БЕЗ ВАРИАНТОВ!!!!!
      РБЗ майор Легков Александр Васильевич и РЗП капитан Витюля Лосев в ожидании моего решения уставились на меня: как же я буду выкручиваться? Им-то мои переживания по большому счёту до лампады! Я приму решение, они заведут борт на посадку, а дальше за всё отвечаем не мы, а отвечаешь ты, наш любимый РП!
      Передо мной дилемма и времени на обдумывание не более секунды: спасать честь полка, прикрывать чью-то глупость, брать всё на себя и затем в случае чего огрести по-полной... Или ну его на фиг, выпутывайтесь сами – рык командира полка, но зато все живы и здоровы, самолёт целый и невредимый, а я не подсуден! Выбирать практически было не из чего!
      Беру микрофон и, тяжело вздохнув, говорю:
      — 02311, Горняк. Подход запрещаю! У нас для приёма самолётов не готов аэродром! Снег с полосы не убран!
      — Горняк, 02311! А как же вы давали «добро» на вылет?
      — 02311, Горняк, я никому «добро» не давал, потому как аэродром не готов!
      Секундное молчание. Потом:
      — Горняк, 02311! А сколько снега?
      — 02311, Горняк! Вам сказать в тоннах?
      — Горняк, 02311! Желательно в сантиметрах! — и смеются черти!
      — 02311, слой снега 33-35 см, убран только один ряд плит по центру! Я – Горняк...
      Опять пауза. Экипаж оценивает информацию.
      — Горняк, 02311! Да мы по свежевыпавшему снегу сядем…
      Теперь задумался я! Ещё один герой нашёлся! Да сесть-то вы сядете! А что потом? Если на посадке случится юз, скольжение, при минимальном сцеплении колёс с сильно заснеженной полосой экипаж, естественно, не справится, их понесёт с ВПП! Самолёт разуется и крылом черпанёт землю! Не дай бог загорится! Срок мне и тебе, командир воздушного судна, если останешься в живых, за Волошина и всех его генералов светит по максимуму! Не знаю, как тебе, КВС, а на хрена оно мне нужно?
      Хосссподи! Лучше бы я был офицером аэродромной роты!!!!!!!
      — 02311, Горняк! Снега больше, чем можно по ТТД вашего самолёта! Запрещаю, запрещаю подход!! Разворот на 180, посадка на аэродроме взлета!
      — Горняк, 02311! А вы кто?
      — 02311, Горняк! Я – РП! Выполняйте мою команду!
      — 02311, вас понял! Выполняю! Надеюсь, вы знаете, что делаете, Горняк!
      Тааак! Сейчас начнётся! Ждём-с...
      Ну и началось! Через пять минут телефоны, как и следовало ожидать, раскалились до красна!
      — Почему не принимаете?!! Да вы что??!!!!! Как не готова?!!!!! Нам сказали, что ВПП готова!!!!!!!
      — Вот кто вам сказал, тот пусть и принимает! Аэродром не готов! Я принимать литерный борт не буду! Если командир полка захочет, пусть принимает! А я ни одному самолёту даже условия подхода не дам! Только на вертушках!
      — Переключите меня на командира полка!!!
      А на кой хрен ОНО Якубовскому нужно??!! Владимир Эдуардович сразу смекнул: все переговоры в эфире записаны и на многоканальный магнитофон у нас, и на борту Ту-134! И диалоги по телефонам дальней связи тоже пишутся на ленты во всех концах! Информация о неготовности аэродрома к приёму «Ту» ЗАПИСАНА и это уже не стираемо! И если что... Да лучше получить неполное служебное соответствие в приказе за дурака оперативного дежурного, чем срок за самолёт, экипаж и генералов во главе с Волошиным!

      На ноги было поднято в ОБАТО всё, что могло держать лопату! Вся техника была на ВПП, даже то, что считалось неисправным.
      Часа через четыре возвращаюсь с осмотра. Полоса готова!
      Захожу на КП. У полковника Якубовского трубка у уха. Он разговаривает с КП Хабаровска:
      — Да!.. Уже убрали!.. ВПП очищена полностью!.. Полосы безопасности... — полкач смотрит на меня, я прикрываю глаза и киваю, — ...готовы тоже!.. Можем принять!.. Пусть вылетает!..
      Тут замечаю, как глаза Владимира Эдуардовича округляются, брови сдвигаются в режим «хмурое утро» и он начинает с возмущением кричать в трубу:
      — Да я – командир полка!!!!!!
      Потом с недоумением протягивает трубку мне:
      — Игоревич! Мой доклад не принимают! Требуют, чтобы вы лично доложили о готовности аэродрома!
      Я представился и докладываю, что готовы принять литерный самолёт с Генералом армии Волошиным Иваном Макарычем на борту и его штабом!
      Пока поднимаюсь на КДП меня, только меня персонально разыскивают с КП дивизии Благовещенска. Уже знают по званию, фамилии, имени и отчеству! И вежливо просят подтвердить мою личность и готовность аэродрома к приёму литерного борта!
      Подтверждаю: во-1х, что я – РП, во-2х, что подполковник Ф-ов, в-3х, что Юрий Игоревич, в-4х, что полоса готова...
      Ещё минуты через четыре звонят с КП аэродрома Благовещенска и убеждаются по той же программе – во-1х..., во-2х..., в-3х..., в-4х...
      Только после этого 02311 выпускают к нам!

ОТЗЫВЫ ЧИТАТЕЛЕЙ НА ЭТОТ РАССКАЗ
Виктор Скороходов:
      Я так садился в Умани 6.01.1999 года. На борту МО Украины <К. Морозов>, МО России П. Грачев и МО США Уильям Перри. Аэродром не готов, но командир полка дает добро! Даже прожекторы по минимуму погоды поставили неправильно! С ВПП нас съюзило после первых 50 метров, но слава Богу основная стойка пронеслась мимо неприкрытого сливного колодца ВПП! Нас развернуло под 90º к ВПП и мы остановились! Всему экипажу обещали ордена, а выдали пачку бумаги и зае<…>ись мы ее пачкать чернилами...
      Спецы посмотрели и начали с себя рубашки снимать! Т.е. поделиться! <Креститься?> Снегом, т.е. струей снега, только внутренний закрылок обжало!

Владимир Венгеров:
      Замечательный и поучительный рассказ для современных РП. Правильно нельзя рисковать жизнью людей и своей свободой тоже из -за тупых людей которые говорят «есть», при этом ни за что не отвечая. Они же не сидят на «электрическом стуле»…

Д. Срибный:
      Вот так и зарабатывается авторитет :)
      Спасибо за историю!

An-Z:
      И спасаются чьи то жизни.. Спасибо.

      Напоминаем, что оценить представленный материал вы можете не только в комментариях, но и с помощью выставления оценки ЛУЧШИЙ-ХУДШИЙ
(по пятибальной шкале) и нажав клавишу РЕЙТИНГ вверху страницы. Для авторов и администрации сайта ваши оценки чрезвычайно важны!