3ve3da.jpg  [ХВВАУЛ-74] Харьковское Высшее Военное Авиационное ордена Красной Звезды Училище Лётчиков ВВС
им. дважды Героя Советского Союз
а С.И. Грицевца
homemail
< Декабрь 2011 >
П В С Ч П С В
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 24 25
26 27 28 29 30 31  
Сообщения чата
Сейчас 514 гостей и 1 пользователь онлайн
  • upatrumclem

Юрий ЁЛГИН. ПРОЩАНИЕ PDF Печать E-mail
Elgin_02.jpg
Подполковник Юрий ЁЛГИН,
Военный лётчик 1го класса,
выпускник ХВВАУЛ 1969 года

     
МГНОВЕНИЕ – И ВСЯ ЖИЗНЬ...

      Родился я в д. Корнилово, Болотнинского р-на, Новосибирской области 23 августа 1947 года.
      Судьба сложилась так, что я рано остался без родителей: когда мама умерла, мне было 12 лет, отца я не видел с рождения до 32 лет, и то сам разыскал. К счастью, меня забрала тетя по маминой линии, помогла мне закончить 11 классов, и сделать выбор. Жил я в это время в г. Юрга Кемеровской области.
      После восьмого класса ежегодно в каникулы работал на стройках, в учебное время занимался баскетболом, хоккеем, бегал на лыжах.
      В семье не было военных, а тем более авиаторов. Но один из друзей, с которым я активно занимался физической подготовкой, выписывал журнал «Авиация и космонавтика». Фотографии, статьи в журнале будоражили наше воображение, появилось смутное желание летать.
      Выбрали произвольно ХВВУЛ. Ответ на наш запрос о возможности поступления на общих основаниях нас воодушевил. Дело в том, что в горвоенкомате не было разнарядки в лётные училища.
      При прохождении областной медкомиссии мой друг и ещё один парень отсеялись, а я после всех волнений, вместе с ещё двумя парнями из области отправились в Харьков. Впервые выехал так далеко из своего городка. Впечатления ошеломили: огромная страна, красивые города, очень разные люди.
      Далее «Военвед», приёмная комиссия, первая казарма – ангар на аэродроме «Рогань», кровати в три яруса. Поразило – сколько ребят со всей страны, да каких: и мастера спорта, и полетавшие в аэроклубах, и наследники авиаторов, и послужившие в армии, испытывали судьбу, следуя за своей мечтой.
      Из 1500 кандидатов отобрали 157. Мне повезло, на мандатной комиссии прошёл без заминки. Приказ о зачислении в училище подписан 21 августа 1965 года, а 23 августа у меня и Валеры Ваньшина – день рождения, да ещё и день освобождения Харькова, это было нам наилучшим подарком!
      Первые армейские командиры: командир 14 классного отделения Пётр Гончаров, замкомвзвода Василий Супряга, естественно, отец родной – старшина Муллер В.А., командир взвода капитан Кошевой, начальник курса майор Нестеров.
      Очень благодарен этим людям за терпение, порядочность, огромный труд в воспитании и сколачивании коллектива.
      С первых дней курсантской жизни нас окружили новые ощущения: в новенькой форме мы вдруг все стали похожими, нас охватила суета воинского распорядка, требования командиров.
     
УЛО
      Первый курс прошёл в напряжённой учёбе, суточных нарядах, караулах и тревожном ожидании – когда же наступит день первого полёта. С первых дней сблизились и подружились с Юрой Анисимовым и Витей Михайловым. С Юрой играли в сборной по гандболу. А в плане общественных мероприятий втроём пели «сиротские песни» на выездах художественной самодеятельности по предприятиям Харькова.
      Много хлопот первокурсники доставляли командирам: здесь и борьба за успеваемость в отделениях, и самоволки, и перешитые брюки, но всё это способствовало нашему возмужанию, снимало напряжение трудных будней.
      С удовольствием вспоминаю преподавателей, пытающихся в короткие сроки дать нам высшее образование и при этом конкретно одготовить профессионалов. На самом деле это – влюбленные в авиацию, знающие своё дело люди, им удавалось из года в год давать курсантам оптимальный набор знаний и прививать любовь к профессии. Всем выпускникам знакомы и приятны эти фамилии: Барская, Туполева, Цейтлин, Луценко, Уфимцев, Воронцов, Безнос, Губенко, Остопырко...
      Не обошлось и без куръёзов. На первой же зимней сессии я был удалён с экзамена по истории КПСС полковником Заблоцким за передачу шпаргалки, вместе с соискателем хорошей, а главное дармовой оценки. В результате – пересдача экзамена в каникулы, и не смог съездить на родину.
      И, наконец-то, наступает март 1967 г. Сданы экзамены и зачёты и мы выезжаем в полк.
03.jpg
Курсанты: Виктор Михайлов, Юрий Анисимов (по некоторым данным умер в Кировограде в 2001 г.) и Юрий Ёлгин.
 
809 уап
      14 и 15 отделения вошли в состав 4-й аэ 809 уап на аэродроме Луганск (Ворошиловград). Командовал эскадрильей подполковник Дударь Л.С., заместитель командира – майор Гузенко, штурман аэ – майор Рыбаков, командир звена – капитан Жиров Н., лётчик-инструктор – капитан Кочанов А.Е.
      Что поразило в первый момент – основная масса лётчиков, включая управление, в солидном возрасте, с сединой – степенные и многозначительные дяди.
      …Уже много позже я таких пилотов видел когда перелётом на Мары в Купянске садился парами на Миг21бис полк из Берёзы… Такие же солидные дяди с блестящей лётной подготовкой…
      30 марта приступили к наземной подготовке в классах базирующегося там отдельного вертолётного полка, но уже шло формирование ВВАУШ и нас перед полётами переселили в палаточный городок на аэродроме.
04.jpg
14 классное отделение.
 
      Первый ознакомительный полёт на самолёте Л-29 выполнил 10 апреля 1967 г.
      Трудно передать собственные ощущения, когда я вообще впервые поднялся в воздух на самолёте. Приходит в голову сравнение, как в детстве в Сибири парашютировал держась за ствол молодой березы. Но здесь другое! Под тобой могучая управляемая машина, «душа» сжимается в пружину, после взлёта ликует – только по физиономии можно было увидеть это.
      Радовались новеньким комбинезонам, демисезонным курткам, шлемофонам с солнцезащитными очками, лётным ботинкам, каждому полёту.
      И началась размеренная, полная впечатлений, лётная жизнь. Сейчас, вспоминая это время, могу сказать, за этим стоял огромный труд хорошо подготовленных, сплоченных офицеров в лётных погонах.
      …Немного позже, когда меня оставили в училище инструктором, я с благодарностью вспоминал своих учителей. Благодаря этой школе, мне, мальчишке, с налётом менее 200 часов, пришлось садиться в кабину инструктора и делать хорошо свою работу, нравится это мне или не очень…
      Вылетать самостоятельно должен был в числе первых. Но однажды, после отбоя (в палатке нас было четверо) мы очень громко обсуждали прошедшие полёты, на что нам сделал замечание дежурный по лагерному сбору. Утихли, но через короткое время вновь зашумели, на что дежурный отреагировал в очень резкой форме. Ну и… кто-то послал его подальше…
08.jpg
На полётах. Курсанты: Юрий Ёлгин, Евгений Заголовец, Вячеслав Свистельников.
 
      На утро начальник лагерного сбора подполковник Боряков отстранил от полётов всех в палатке, дал задание найти сквернослова. После бурных выяснений я взял вину на себя. Эта выходка едва не стоила мне отчислением из училища. Отстоял меня командир звена капитан Жиров. Тогда все курсанты в очередной выходной стояли в оцеплении футбольного поля на стадионе во время матча. Жиров посадил меня рядом с собой на трибунах, и весь матч расспрашивал подробно о всей моей короткой жизни. Мне тогда запало в душу умение человека спокойно беседовать, располагать к себе. А такими были фактически все наши воспитатели, не всегда мы это понимали.
      Летать мне разрешили, но урок взял от жизни серьёзный.
      Нас учили быстро принимать решение в воздухе, чётко действовать в особых случаях полёта, готовили морально и правильно реагировать на отклонения в полёте.
      Запомнился один из контрольных полётов с замкомэской майором Гузенко.
      После взлёта и до посадки, почти после каждого выполненного элемента полёта слышу по СПУ:
      — Не в манду!
      У меня внутри всё клокочет, и так отстал по программе. Но вытерпел до конца, после полёта был выжат как тряпка. Но разрешение на самостоятельный вылет получил.
      Закончили полёты в Луганске 22 сентября 1967 г. Получил в зачётном полёте со штурманом училища подполковником Федорцом С.А. оценку «отлично».
      Быстро возмужали за этот короткий срок, но главное – полюбили небо!
07.jpg
810 уап
      К полётам на боевом самолёте Миг-17 приступили 8 апреля 1968 г. Тем же составом попали в 3-ю аэ в Чугуеве. Командовал эскадрильей легендарный пилот-фронтовик подполковник Кладиев А.К., заместителем был майор Кошелев А.И., штурман – майор Ефимов Э.Г., КЗ – майор Ремизов В.В., лётчик-инструктор – капитан Рассадин А.Ф.
      Полёты на боевом самолёте были не только желанными, но и интересными. Удалось полетать самостоятельно ночью. Днем полёты по приборам под шторкой часто выполнялись в настоящих СМУ. Полёты на стрелковый полигон вообще вызывали восторг. Дух полка боевых самолётов чувствовался во всём. Даже отношение к курсантам было более демократичным.
09.jpg
      Заканчивали программу уже в Купянске 21 октября 1968 г. На аэродроме Чугуев начался ремонт ВПП, а наш курс должен сдать госэкзамены по технике пилотирования на самолёте Миг-17. Погода испортилась, долго ждали соответствующей, но пришлось в первый день летать на пилотаж в СМУ, второй день – на боевом самолёте по кругу.
      Зачетные полёты выполнил на «отлично».
      Сразу же появилось чёткое понимание, что выпуск ускоренный и наши каникулы перешли в затянувшийся «голубой карантин».
      После выполнения зачётных полётов в полку пошла работа по распределению будущих выпускников. КЗ майор Ремизов рекомендовал оставить меня лётчиком-инструктором, я было «заблеял» о более высоких порывах, но резюме полковника Уткина было однозначным – инструктор.
      Выпуск состоялся 19 апреля 1969 г. Приказ о присвоении воинского звания «лейтенант» подписан Министром обороны СССР 17 апреля 1969 г.
05.jpg
ШкРаб
      Сбор молодых лётчиков-инструкторов – а я в конечном варианте оказался в 809 уап в 4-й аэ подполковника Дударь Л.С., – состоялся в конце апреля в Чугуеве. Провели организационные мероприятия, получили лётное обмундирование и, лётным эшелоном перебазировались на аэродром Лебедин Сумской области. Аэродром ещё был грунтовым, с двумя ВПП.
      Первый ознакомительный полёт выполнил 8 мая 1969 г. Лётная подготовка проводилась высокими темпами, эскадрилья на аэродроме одна, свободный маневр, было впечатление, что мы живём на аэродроме. Фактически так оно и было. Для лётного состава приспособлена казарма, и только женатые лейтенанты с женами снимали жильё, и я в том числе. Мой КЗ майор Недужий Н.С., с огромным опытом, принципиальный, прекрасный учитель и человек. Инструктором был назначен майор Канин, штурман аэ., пилот старой «гвардии» с соответствующими устоями и принципами. Программу ввода в строй прошли в течение месяца и, с 30 мая приступили к полётам по программе подготовки инструкторов.
      В июне в одном из тренировочных полётов при выходе в зону на моём самолёте внезапно остановился двигатель. Как потом выяснилось, лопнула рессора масляного насоса, двигатель заклинило. Доложил о происшедшем и сразу запросил разрешение на посадку с обратным стартом на аэродром. Удивительно, но радиообмен прошёл чётко. Другим тут же запретили взлёты и посадки, и я начал рассчитывать на посадку. Фактически это был разворот на 1800 с высоты 2000 м. Меня быстро увидели визуально и после прохода ДПРС слышу голос Сан-Саныча Канина (он сидел на СКП в качестве ПРП)
      — Сынок, хватит скользить!.. Хороший расчёт!..
      Приземлился ближе к середине ВПП, тормозить не пришлось.
      Это было первое боевое крещение, и я с благодарностью в последствии вспоминал своих учителей и на Л-29, и на Миг-17, что научили летать, а главное быстро принимать решение. Полковник Машкей А.Д. вручил Командирские часы, храню до сих пор вместе с шариком от подшипника той турбины, как талисман.
      18 июня выполнил зачётный полёт с командиром полка полковником Фомичёвым на допуск к инструкторской работе с оценкой «отлично». Мне передали лётную группу и началась моя «педагогическая» деятельность.
      Молодежи в аэ было уже много, причём из разных выпусков: и 1967 г., и 1968 г., и 1969 г.
      Чаще всего общались с Женей Тарасовым, Валерой Ваньшиным, Равилем Хадеевым, Валерой Еговцевым, Сашей Горбань, Толей Ильюшко. Замечательное время!
      В этом году успел полетать самостоятельно днём в СМУ и ночью в ПМУ. Полёты завершили в конце октября, зимовали в Чугуеве.
      Новый год встретили с женой Людмилой в своей комнатке в коммуналке, были счастливы. А в конце января 1970 г. у нас родилась дочка Марина.
      На следующий год такое же становление прошли молодые инструкторы выпуска 1970, юбилейного года. В июле 1970 г. у меня принял лётную группу Володя Семенюта, а я, Валера Ваньшин, Женя Тарасов были переведены в 812 уап в Купянск.
     
812 уап
      В полку в этот период шла реорганизация: фронтовые бомбардировщики с самолётами ЯК-28 уходили в Камень-на-Оби (формировалось Барнаульское ВВАУЛ), в то же время полк перевооружался с самолётов Миг21ф13 на современные тогда Миг21пф.
      Встретили нас прекрасно, провели все организационные мероприятия и приступили к полётам. Командовал полком полковник Бобейко Л.В, заместители – подполковник Карпенко И.Г., подполковник Нечетов А.М., штурман полка – подполковник Шарапов Н.В. Командиры аэ: подполковник Суворов П.Ф., подполковник Зайцев Н.К.
      Я и Женя Тарасов попали во 2-ю аэ подполковника Зайцева Н.К., наш КЗ был майор Кушнеров А.С.
      До нового 1971 года полк укомплектовали, он сильно омолодился и постепенно обрастал новыми традициями. Быстро проявляло себя пополнение. Сильные, инициативные лётчики В. Ширитон, Л. Фурса, А. Ковалёв были старше, опытнее и быстро выросли до замечательных командиров.
      Фактически основная масса пилотов была 1967-1970 годов выпуска. Таким образом росла смена, накапливался опыт, преемственность, обустраивались семьи.
      Первый выпуск курсантов таким составом провели в 1971 году.
      Особую роль в становлении полка сыграли конечно ветераны: генерал Машкей А.Д., полковник Уткин Ю.Н., полковник Серебров Л.В., полковник Бобейко Л.В., да и ветераны полка, выше перечисленные.
      Легенды полка – пилоты Шабунин Г.Л., Кушнеров А.С., Седов А.Т., Шаповалов В.Т., Иванов С.И., Дидевич В.В.
      На смену Бобейко Л.В. пришёл Нечетов А.М., грамотный, волевой командир, оставивший яркий след в становлении полка, организации методической и лётной подготовки, воспитательной работы. Для многих пилотов он был примером и в службе, и в полётах, и в личной жизни.
11.jpg
Шкрабы: лейтенанты Валерий Ваньшин, Валерий Еговцев и Юрий Ёлгин.
 
      Нечетова А.М. заменил Никонов С.А., но это уже другая школа. Попытался внести новые традиции, в основном сапожно-портупейные, но это не прижилось. Думаю, из-за пренебрежительного отношения к личному составу вспомнить о нём нечего.
      Справедливости ради следует отметить прекрасного лётчика и командира Владимира Комлева. Он прибыл из академии по назначению на должность командира аэ, пробыл в полку непродолжительное время, но оставил о себе самые замечательные воспоминания. Настоящий офицер: грамотный, требовательный (дважды не повторял), с высоким чувством ответственности, чуткий и внимательный воспитатель, и при этом превосходный лётчик. Я был у него заместителем и с огромным удовлетворением впитывал, как губка, эту положительную энергию. Позже, будучи заместителем командира полка, я встречался с ним (зам. командира дивизии) на аэродроме, он руководил рекогносцировкой для перелёта полка на учения. Встретились как родные братья.
      Следующий командир Желток А.М., оставил «яркий» след в истории полка. Я пришёл к нему из академии на должность заместителя. Командир с прекрасными человеческими качествами, отличный лётчик, но с другой школой, амбициями. Летал полк много, и лично командир научил многому в технике пилотирования, но где-то надорвалась тонкая ниточка безопасности, пилотов уберечь не смог.
      ...1982 год. В полку с небольшими интервалами – три катастрофы, на мой взгляд, совершенно неслучайно. Полк вошёл в режим тряски, полёты перестали быть тем состоянием, в котором пилоту любо, потому что его этому учили, это его жизнь.
      Александр Степанович Найдёнов это, я бы сказал, легенда училища. Инициативный, опытный хозяйственник, вырос в лучших традициях ХВВАУЛ. Он быстро сплотил вокруг себя коллектив, создали, взамен устаревшей, методическую базу, обустроили штабы, классы, привели в порядок городок, аэродром. А самое главное обустроили лагерный аэродром Левковка. Мне пришлось с личным составом эскадрилий и обеспечивающих частей осваивать работу на этом аэродроме зимой и летом. Благодарен прекрасным командирам этих подразделений: Николаю Аленичеву, Владимиру Семенюте, Николаю Свеженцеву, Юрию Дорошко, Виктору Шовкопляс.
      Удалось построить, конечно, не без помощи командующего, четыре домика для лётного состава, создать классы, квадрат, оборудовать КДП. И это заслуга командира.
      В начальный период этой работы в Левковке, в начале января 1983 года, со мной произошло несчастье. В очередной выходной, личный состав выезжал на отдых к семьям в Купянск, я с последней группой выехал на Урал-375. На одном из поворотов за г. Изюм, водитель не справился с управлением, пошёл занос и на съезде в кювет автомобиль перевернулся. Я сидел рядом с водителем, а переворот шёл в его сторону, оказался в перевернутом тягаче со сдавленной кабиной рукой. Под спиной и шеей лужа бензина, вытекающего из бака. Так продолжалось два часа, пока подошедший автокран не помог меня освободить. Далее местная травмотология. Там меня нашли Найденов А.С. и Помазан И.П. Госпиталь в Харькове, куда первыми примчались Ширитон В.И. с женой. Дело в том, что врачи готовились к ампутации руки, о чём и доложили командующему.
      Но, благодаря моей жене и Саше Найдёнову, все закончилось благополучно.
      Потом Найдёнов уговорил командующего дать мне возможность для полной реабилитации после выхода из госпиталя выполнять свои обязанности, не летая. Тот разрешил. Вот так и я сгодился в полку и особенно на лагерном аэродроме. Полтора года продолжалось лечение без отрыва от службы, результат – прошёл ВЛК в ЦНИАГ без ограничений, и потом восемь лет летал.
      Помазан И.П. сменил Найденова А.С. и продолжились славные традиции. Прекрасный командир и человек, но, по-видимому, брежневский застой развил в нём любовь к орденам, барству и толпе льстецов, Хотя, на самом деле и огромная, могучая страна развалилась в одночасье.
      Знаю, что и в других полках училища происходило много славных для истории событий, по рассказам друзей, однокашников. Главное – за всем стоят люди, делающие эту историю
      Заканчивал службу в МНР советником командира монгольского полка, а по возвращении, когда СССР развалился (а я вернулся в Харьков на Украину), твёрдо решил «украинскую» присягу не принимать, увольняться и ехать в Россию, начинать жить с нуля.
      С благодарностью вспоминаю родное училище, его великих тружеников, не жалевших себя ради выполнения своих прямых обязанностей: обучения и воспитания офицеров-лётчиков, надежную элиту государства.
      И я горжусь своими учениками: Владимиром Васютиным, Павлом Власовым, Игорем Вотинцевым, да и многими другими, беззаветно преданными небу и своей Родине.
      Благодарен и своим друзьям-однокашникам: Петру Гончарову и Валерию Яковенко, притянувших меня «за уши» к поездкам на МАКС и встречи выпускников ХВВАУЛ.
      Что говорить, закалка в нашей Школе позволила мне 17 лет поработать на «гражданке» от замначальника отдела завода союзного значения до генерального директора предприятия.
      Как видно, ХВВАУЛ готовило не только «лётчиков минус инженеров», но и стойких бойцов, целеустремленных людей.
      Уволился в апреле 1993 года и по приглашению товарища приехал в г. Александров Владимирской области (входит в «Золотое кольцо», здесь Иван Грозный 16 лет правил Государством).
      С уважением, Ю. Ёлгин.
г. Александров Владимирской обл.
4 сентября 2010 года.
      От админа:
      Подполковник
Ёлгин Юрий Николаевич скоропостижно скончался от сердечного  приступа днём, 23 декабря 2011 года на 65 году жизни...
14.jpgElgin_01.jpg

 

Комментарии  

 
+1 #1 Геннадий 13.12.2012 11:29
Служил с Юрием Николаевичем в ХВВАУЛ. Прекраснейший командир, товарищ, друг, порядочный человек!!! Очень жаль, рано ушел. Вечная ему память!!!
Цитировать
 

Добавить комментарий

Комментарий публикуется после одобрения его модераторами. Это необходимо для исключения оскорбительных для авторов комментариев.


Защитный код
Обновить


test
    © 2009-2017 гг.   Все права защищены.
Полное или частичное копирование материалов без согласия авторов и без ссылок на данный сайт ЗАПРЕЩАЕТСЯ и будет преследоваться по закону!

Создание сайта студия "Singular"

каркас для гамакагидролок