ЗАОБЛАЧНЫЕ ТАЙНЫ Печать
Рейтинг пользователей: / 8
ХудшийЛучший 
MiG_21__para_.jpg
      12 августа 1991 года во время подготовки к параду, приуроченному ко Дню Воздушного Флота, в районе испытательного аэродрома ЛИИ им. Михаила Громова потерпел катастрофу МиГ-21, пилотируемый лётчиком-испытателем 3го класса Г.Е. Белоусом (р. 1960).
      Испытатели Урал Султанов и его ведомый Геннадий Белоус на МиГ-21, эскортируя сверхзвуковой бомбардировщик Ту-22, готовились показать на авиационном празднике точную копию исторического пролёта Ту-22 в сопровождении двух МиГ-21 на воздушном параде в Домодедово 1967 года. Они вдвоём должны были потом «покрутить» ещё немного пилотажа в парном строю и удивить зрителей: «Ооооо! Лётчики-испытатели!!!!!»


Юрий Фёдоров

СЛОЖЕНИЕ МОТИВОВ ПОВЕДЕНИЯ
(И опять о неудовлетворительной пилотажной подготовке
лётчиков-испытателей и нравственной чистоте кое-кого из них)


      Вспоминает Заслуженный лётчик-испытатель России А.Ю. Гарнаев:
      «…Заруливаю на свою стоянку. Пара “двадцать первых”, прямо у меня над головой? сделав проход, уходит влево на боевой разворот. Опять заходят на центр аэродрома и, пройдя уже вне поля моего зрения, распускаются. Видимо, они хотят ещё раз собраться и продолжить тренировку.
      Слышу по радио неуверенный вопрос Урала, обращённый к Генке: «Ты что, отошёл? Где ты?..» Такое впечатление, что ребята не очень чётко обговорили весь полёт на земле. Руководитель полётов тоже немного замялся – назвав почему-то позывной Урала, задаёт в эфир вопрос: «Вам не мешает малоскоростной на посадочном курсе – подходит к дальнему?» Но такой вопрос должен быть скорее адресован Геннадию, это же он после роспуска пошёл в направлении третьего разворота. С упомянутого «малоскоростного» – проходящего испытания Ил-114, штатно докладывает о входе на глиссаду лётчик-испытатель ильюшинской фирмы с похожей на Генкину фамилией – Вячеслав Белоусов…
Belous_G.E.__1960_1991_.jpgSultanov_U.N.__g.r._1948_.jpg
1>> Белоус Геннадий Евгеньевич (1960-1991), лётчик-испытатель 3го класса, капитан.
2>> Один из главных виновников катастрофы лётчик-испытатель Султанов У.Н.  (р. 1948), ставший в последствии заслуженным...

 
      И опять недоуменный вопрос РП, непонятно почему обращённый по позывному Урала: «Ты куда пошёл? Твоё место?» Короткая пауза…
      И вдруг тот же голос руководителя полётов неестественно громко, надрывно выкрикивает одно оборванное слово: «КАТАПУЛЬТИР!!!»
      За считанные секунды до этого, обернув голову на рулении в сторону третьего разворота, я увидел крутнувшийся с малой высоты вниз МиГ-21… Почти отвесное столкновение с землёй. Характерный гриб чёрного дыма…
      И тут в эфире удивлённый голос Урала, докладывающего своё место: он стоит в вираже над КДП, на его борту всё в порядке.
      Мелькает шальная мысль: быть может, эта страшная картина мне привиделась, а на самом-то деле – всё в порядке? Но нет – ещё виден в стороне третьего разворота нерассеявшийся чёрный дым.
      С ушедшего на второй круг Ил-114 раздаётся доклад Вячеслава Белоусова: «Я пройду, посмотрю, что там…»
      И через несколько секунд, на вопрос РП: «Парашюта не видно?», несётся в эфир его ответ: «Нет… Здесь в деревеньке с церквушкой, прямо рядом с одним домом вошёл. Практически отвесно…»
maxres2.jpg

icon2.gif
Позвольте очччень едкий комментарий!

      Прежде всего, заметим, что У.Н. Султанов пришёл в испытатели из лётчиков-инструкторов Харьковского ВВАУЛ. Что из этого последовало? (Вы только гляньте, как далеко тянется посыл из прошлого и начинает либо помогать, либо строить помехи будущему, и порой приводит к печальным последствиям!) Он и его ведомый Геннадий Белоус ушли в этот полёт, не проиграв всё задание методом «пеший по-лётному»! Много лет назад налетавшись с курсантами в т.ч. и строем, Султанов решил, что он всегда готов ко всему, а проигрывание полёта – это для желторотиков! А у обоих пилотов был заоблачный перерыв в групповых полётах составом пары. Но мы же – лётчики-испытатели куда там!! Это у кого-то перерывы, а мы – мастера, бога за бороду в групповых полётах ухватили!
      Поэтому Гарнаев прав в одном – они оказались совершенно неподготовлены к полёту парой! Оба пилота не обговорили всё на земле, видимо, считая себя кауферами во всём, не проходили полёт методом «пеший по-лётному». А это главный метод отработки и группового пилотажа, и воздушного боя! Не зависимо от опыта лётной работы, званий, орденов, это основной элемент для любого пилота, очень важная составляющая в лётной психологии и отработке навыков – увидеть весь маневр со стороны! А тут У. Султанов назначил пару сенсеями по групповым полётам, а Г. Белоус не стал возражать!
      Но Гарнаев или сам не понял, что было, или покрывает эту парочку, здорово всё переврав! Они не распустились, чтобы потом сойтись в паре, как пишет Гарнаев, это полная дребедень! В действительности, ведомый потерял ведущего, а ведущий – ведомого!! Об этом говорит удивлённый вопрос Султанова: «Где ты?»
      Здесь бы грамотно сработать РП. Но этот недотёпа тоже внёс свою лепту в катастрофу: перепутал все позывные – грубейшая ошибка лица ГРП! И тем самым запутал всех в воздухе! Да лучше бы он промолчал! Но руководитель полётами не мог промолчать, потому что к дальнему подходил борт! РП надо было проинформировать эту пару, ибо он опасался, что эти «пилотажники», не заметив огромный «Ил», вмажут в него! Уж кто-кто, а руководитель прекрасно осведомлен, что лётчики-испытатели не такие уж гварнери в ведении осмотрительности, особенно когда отвлечены на пилотаж.
      И что случилось с Геннадием Белоусом на 3м развороте? Отчего он почти отвесно вошёл в землю? Да всё элементарно! Мальчик сидел в кабине как на иголках, вертелся влево и вправо, искал глазами ведущего – чтобы не столкнуться! (Ведь РП своей бестолковой информацией дал понять, что Султанов где-то рядом!), упустил контроль за скоростью и сорвался в штопор – самое позорное для любого лётчика, даже курсанта, тем более испытателя! Видно, по пилотажу он был боооольшой спец!
      Огромнейшая вина и на этом Султанове! Он мог бы помочь выправить ситуацию, сразу (сразу!) ответив РП, что он – над ним! РП тут же смекнул бы, кто – где, поправился бы, развёл бы растерявшуюся пару по высоте до визуального контакта. И Белоус остался бы жив – не искал бы ведущего, не потерял бы скорость, не свалился бы на крыло!
      Но этот мудозв*н Султанов откликнулся лишь тогда, когда Белоус разбился! Он, оказывается, стоит над КДП и у него всё в порядке! А где же ты, гад, был со своим докладом раньше, когда РП обращался к тебе, спутав твой самолёт с самолётом твоего ведомого? Почему, сволочь, промолчал??!!!
      А Султанов не хотел «светиться» в эфире, чтобы все вокруг уяснили, какие они великие спецы по групповому пилотажу, что их пара при пилотировании рассыпалась! А вот после истерического вскрика РП «КАТАПУЛЬТИР!!!» он понял, что его молчание станет его обвинением! Потому «удивлённо» (как пишет Гарнаев; а я бы сказал: хитрож*по!), уже совершенно не к месту доложил, что он над КДП и у него всё в порядке! И теперь на разборе, когда его спросили: почему на запросы руководителя не отвечал, не поправил его, он удивится: «Как не отвечал? Я доложил своё место!» И будет мечтать, что все не разберутся и забудут: его отклик был уже после гибели Белоуса, когда местоположение Султанова уже ни кому и на фиг не было нужно!

      Вот и выходит, что у каждого участника этой катастрофы был свой мотив поведения! А все мотивы вместе, сложившись, привели к трагической развязке – погиб молодой испытатель!

      Кровь Геннадия Белоуса – на нём самом (упустил контроль за скоростью и сорвал исправный истребитель в штопор!), на РП и на этом
У. Султанове!

      Да разве можно испытателям поручать показательный пилотаж??!! Они – не пилотажники! Они – испытатели! Ну и пусть испытывают авиатехнику! Живее будут!!