НЕБЕСНЫЕ СНАЙПЕРЫ Печать
Автор: Юрий Фёдоров   
13__E_Hartman.jpgЛУЧШИЕ И ПЕРВЫЕ
ЛЁТЧИКИ-ИСТРЕБИТЕЛИ МИРА
(ДНЕВНАЯ ИСТРЕБИТЕЛЬНАЯ АВИАЦИЯ. 1937-1945 гг.)

      Самый результативный лётчик-истребитель за всю историю авиации  – майор Эрик Хартман (352 победы). Сам был сбит советскими истребителями (покидал самолёт с парашютом или шёл на вынужденную посадку) 7 раз.
      Самый результативный лётчик Испанской гражданской войны (1937-1939 гг.) – лейтенант Вернер Мёльдерс – за три с половиной месяца воздушных боёв одержал 14 побед. (Погиб в авиакатастрофе на транспортном самолёте 22 ноября 1941 г.) Самым результативным советским лётчиком этого периода был капитан Сергей Иванович Грицевец, сбивший в небе Испании 12 фашистских самолётов и позже ставший первым в стране дважды Героем Советского Союза; вторая Золотая Звезда – за Халкин-гол: 12 сбитых японских самолётов и спасение своего сбитого командира, которого вывез на своём истребителе с территории занятой противником. (Погиб в нелепой авиакатастрофе на земле 16 сентября 1939 года.) Сообщения некоторых СМИ, телевизионных фильмов и книг о некоем лётчике-истребителе полковнике Фёдорове И.Е., который по его же рассказам в Испании якобы сбил аж 20 немецких самолётов не соответствуют действительности и являются плодом фантазии выжившего из ума старика, выдававшего желаемое за действительное1.
      Первый лётчик, сбивший 5 самолётов противника во Второй мировой войне и, таким образом, признанный первым асом этой войны – майор Ханнес Гентцен.

      Первый лётчик, превысивший достижение лучшего аса Первой мировой войны
барона Манфреда фон Рихтгофена в 80 побед, – гауптман Вернер Мёльдерс.
      Первый лётчик, достигший 100 воздушных побед, – майор Вернер Мёльдерс (15 июля 1941 г.). За это достижение В. Мёльдерс стал первым из всех, кто был награждён Бриллиантами к Рыцарскому кресту.
      Первый лётчик, достигший 150 воздушных побед, – майор Гордон Голлоб (29 августа 1942 г.).
      Первый лётчик, достигший 200 воздушных побед, – гауптман Герман Граф (2 октября 1942 г.).
      Первый лётчик, достигший 250 воздушных побед, – майор Вальтер Новотный (14 октября 1943 г.).
      Первый лётчик, достигший 300 воздушных побед, – обер-лейтенант Эрик Хартман (24 августа 1944 г.).
      Первый лётчик, достигший 350 воздушных побед, – обер-лейтенант Эрик Хартман (4 апреля 1945 г.).
      Первый лётчик, одержавший воздушную победу на реактивном самолёте (Me-262), – лейтенант Адольф Шрейбер (26 июля 1944 г.).
      Лётчик, одержавший наибольшее количество воздушных побед за один день, – майор Эмиль Ланг (18 сбитых). Однако странность заключается в том, что ни один источник (в т.ч. и в Германии) не называет сейчас точной даты этого рекорда! Говорят только, что сие знаменательное событие случилось в один из дней начала октября 1943 года! Интересно было бы проверить по донесениям наших частей: потеряла ли наша боевая авиация в этот день хотя бы 18 самолётов?.. 3 сентября 1944 года во время взлёта «Фокке-Вульф» Fw-190A8 майора Э. Ланга был атакван английским «Тандерболтом» и разбился неподалеку от аэродрома. К моменту смерти Эмиль Ланг «Булли» (так называли его друзья за бульдожье выражение лица) совершил 433 боевых вылета, по возвращении из которых объявил об уничтожении 173 самолетов противника; кроме того, он потопил советский катер.
      Лётчик, одержавший наибольшее количество воздушных побед за один вылет, – майор Эрик Рудорффер, 13 ноября 1943 г. (13 поверженных самолётов противника; все сбитые подтверждены не только докладами пилотов, но и рапортами командиров наземных частей). У советской стороны наибольшее количество побед за один вылет одержал лётчик-истребитель заместитель командира 1-й эскадрильи 88-го гвардейского иап (8-я гвардейская иад, 5-й ИАК, 2-я ВА, Воронежский фронт) гвардии старший лейтенант Александр Константинович Горовец. 6 июля 1943 г., на второй день Курской битвы, отважный лётчик оторвался от группы и вёл бой в одиночестве (предположительно из-за отказа радиостанции на его самолёте). В ходе этого боя (наблюдаемого советскими наземными частями) А.К. Горовец сбил девять Ju-87, в том числе один тараном, но
при возвращении на базу сам был атакован и сбит четвёркой немецких истребителей и погиб. Посмертно присвоено звание Героя Советского Союза... Следующим пилотом, одержавшим за один боевой вылет множество побед, является финский лётчик-истребитель майор Эйно Илмари Юутилайнен, который однажды превзошёл себя, уничтожив в одном воздушном бою 6 самолётов: два «Як-9», «Ил-2», «Ла-5» и две «Аэрокобры». Таким же результатом может гордиться ещё один финн – лейтенант Йорма Сарванто. По морозу января 1944 года он натолкнулся на восемь бомберов СБ Ильюшина. Используя отсутствие истребительного прикрытия, финн на своём «Фоккере» в течение 4-5 минут сбил шесть из них.
      Лётчик, одержавший наибольшее количество побед в воздушных боях против западных союзников, – гауптман Ганс-Йохим Марсейль (158 побед).
      Лётчик, одержавший наибольшее количество побед в боях с воздушным противником на Восточном фронте, – майор Эрих Хартман (346 побед).
      Наиболее эффективным лётчиком считается лейтенант Гюнтер Шеель: за 70 боевых вылетов – 71 победа. Такого не удавалось никому: ни Э. Хартману, ни Э. Юутилайнену, ни И. Кожедубу, ни Р. Бонгу,
ни Д. Джонсону, уже не говорим об итальянцах и японцах. Для того, чтобы сбить самолёт противника, необходимо, прежде всего, его повстречать. Количество боевых вылетов у всех знаменитых лётчиков-истребителей значительно больше количества воздушных боёв и уж тем более количества сбитых. Г. Шеель – единственное и какое-то странное исключение! Получается, он встречал врага в каждый, буквально в каждый свой вылет, и в каждом бою их побеждал! Однако следует оговориться, что Гюнтер Шеель действовал методом «свободной охоты» и летал в одиночку, поэтому уничтоженных им самолётов никто не видел2. А посему «рекорд» лейтенанта Гюнтера Шееля сильно попахивает «достижением» лётчиков звена обер-лейтенанта Фогеля3 и фронтовыми байками полковника Фёдорова И.Е. (Удача отвернулась от Г. Шееля 16 июля 1943 года: в небе под Орлом его «Месс» столкнулся с «Як-9» у самой земли, схлестнувшись в лобовой атаке – ни немецкий пилот, ни советский истребитель отворачивать не захотели...)
      Лётчик, одержавший наибольшее количество побед над четырехмоторными самолётами (американскими «летающими крепостями»), – оберст-лейтенант (подполковник) Герберт Ролльваге (44 победы), за что из рук фюрера получил Железный крест и 10 тыс. рейхсмарок премии.
      Первый лётчик, ставший асом, летая на реактивном самолёте, – лейтенант Адольф Шрейбер (5й сбитый самолёт – 28 октября 1944 г.).
      Лётчик, одержавший наибольшее количество побед на реактивном самолёте (Me-262), – майор Гейнц Бэр (16 побед).
      Самым результативным финским лётчиком-истребителем стал кавалер двух Крестов Маннергейма майор Эйно Илмари Юутилайнен («Иллю»), который с 1939 по 1944 годы сбил 95 советских самолётов. Вообще, с сожалением следует констатировать: белокурые уроженцы тысячеозёрной Финляндии заняли вторую ступень чемпионского «осевого треугольника» после асов Люфтваффе. По официальной статистике, боевые летучие «викинги» «Суомен Юлмавоймат» (ВВС Финляндии)
из состава истребительных групп «Мерсу Лайвул», «Линкс», соединений HLELV-26, -28, -34 и др., с 1939 по 1944 год уничтожили 1.567 краснозвёздных самолётов различных типов...
      Самым результативным лётчиком Японии является младший лейтенант Хироёси Нисидзава, воевавший в составе авиагруппы «Тайнань» (ВМС): к моменту своей смерти им было одержано 87 официально зарегистрированных воздушных побед. Эта статистика не очень точна, так как в японской авиации было принято вести статистику эскадрильи, а не персонально пилотов, а также из-за чрезмерно жёстких требований при учёте. Через день после потери своего самолёта,
26 октября 1944 года, Х. Нисидзава и другие лётчики 201-го корпуса сели в транспортный самолёт Nakajima Ki-49 Donryu («Helen») и вылетели из Мабалаката (с аэродрома Кларкфилд) в Себу, за новыми истребителями. У Калапана на острове Миндоро, Ki-49 был атакован двумя Хэллкетами из американской эскадрильи VF-14 соединения CV-18 и загорелся. Нисидзава погиб, как беспомощный пассажир, став жертвой, предположительно, лётчика-истребителя США Харольда Невилла. Отличный воздушный боец Х. Нисидзава, ведущий ас Японии, погиб в возрасте 24 лет. После его гибели газеты писали про его 150 побед, семье он сообщал в письмах про 147, в некоторых источниках упоминаются 102, а предполагается даже и 202. Услышав про гибель Х. Нисидзавы, адмирал Соэму Тоёда, командующий объединенным флотом, посмертно повысил его в звании до младшего лейтенанта, так как на момент гибели он был всего лишь старшим унтер-офицером.
      Самым сильным лётчиком Италии является сержант-маджиоре Терезио Витторио Мартиноли, который воевал в составе «4 Stormo», за 276 боевых вылета
сбивший 23 самолёта противника (по другим источникам – 44). Погиб в тренировочном полёте 25 августа 1944 года. Правительство Италии посмертно наградило Терезио Мартиноли Золотой медалью за военную доблесть.
      Лучшим асом советской авиации и авиации союзников является трижды Герой Советского Союза капитан Иван Никитович Кожедуб. В 1943-1945 годах выполнил 330 боевых вылетов, участвовал в 120 воздушных боях, во время которых сбил 62 самолёта противника (в т.ч. один новейший немецкий реактивный истребитель Ме-262), плюс два английских «Мустанга», заваленных 7 мая 1945 года над Берлином, которые пытались атаковать советские истребители над нашими войсками. (Сбитых наглых англичан советскому асу в угоду союзникам не засчитали.) Сам И.Н. Кожедуб не был сбит ни разу.
      Наивысшего результата среди американских пилотов во Второй мировой войне достиг майор Ричард Ира Бонг – с 27 декабря 1942 года (первая победа в воздухе) и до 17 декабря 1944 года в 146 боевых вылетах одержал 40 побед (сбил 28 немецких и 12 японских самолётов). Майор Р. Бонг погиб во время испытаний реактивного самолета Р-80А «Шутинг Стар» 6 августа 1945 года в Лос-Анжелесе, совершая посадку на аварийном самолёте.
      Самым результативным лётчиком у англичан является гроуп-кэптэн Джеймс Эдгар Джонсон,
за 515 боевых вылетов сбивший в воздушных боях 41 самолёт противника (34 – лично и 7 – в группе; все победы над одномоторными истребителями Ме-109).
_______________________
     
1 Рассказы полковника Фёдорова И.Е., Героя Советского Союза (получил в 1948 г. за испытания новой авиатехники, а не за сбитые самолёты в годы войны), являются выдумкой, часто нелепостью, и ничем не подтверждаются. В частности, число сбитых им самолётов противника в Испании, Китае и в Великой Отечественной войне преувеличено им более чем в десять раз! Причём, с годами число «сбитых» самолётов противника в рассказах полковника постепенно увеличивалось и к 2009 году достигло 134х! Однако по данным личного дела И.Е. Фёдорова, в Испании, он сбил только два самолёта (рассказывает о 20), а в Великой Отечественной войне совершил 114 боевых вылетов, провёл 15 воздушных боёв и сбил лишь 8 самолётов лично и один в группе. Таранов самолётов противника он не совершал, тем более шести, о которых он вещает с экранов  ТВ (документальный фильм «Небесный штрафбат», 2009 г.). Наоборот, за очковтирательство и приписки себе воздушных побед, необоснованные требования присвоить себе, любимому, звание Героя Советского Союза командир дивизии полковник Фёдоров И.Е. в годы войны был с позором снят с занимаемой должности и назначен с понижением. В Северной Корее вообще не бывал, а по его рассказам якобы сбил там аж 7 «Сейбров» (документальный фильм «Старик и небо», 2007 г.). Если послушать бравого полковника Фёдорова И.Е., то академик Игорь Курчатов лично уговорил его сбросить первую советскую атомную бомбу, хотя сам Фёдоров был истребителем, на бомбардировщиках никогда не летал и не имел допуска к «проблеме» (как в СССР назывались мероприятия по изготовлению атомной бомбы); причём, по рассказу бывалого полковника Фёдорова, высота, с которой он будто бы сбросил атомную бомбу, в полтора раза превышала возможности ТТХ этого самолёта, а грибовидное облако после взрыва ядерного боеприпаса «поднималось вверх со сверхзвуковой скоростью», хотя, кажется, даже школьникам известно, что облака с такими скоростями не перемещаются. Послушать этого враля, так он лично возил делегацию Л.П. Берии в Корею, хотя никогда транспортными самолётами не управлял и в Корее, как было сказано выше, не бывал. Ну прямо не лётчик-истребитель, а на все руки мастер! И т.д.
Anketa.jpg      2 Немецким лётчикам в то время просто верили на слово, полагая, что офицеры врать не будут! Потом ужесточили требования к докладам, которые следовало подтверждать другим пилотам или наземными частями. К рапорту прилагалась заполненная анкета, в которой довольно подробно и точно претендент на победу должен ответить на два десятка вопросов, среди которых: дата и время победы, район воздушного боя, тип сбитого самолёта, высота и ракурс цели, маневр, при котором была одержана победа, тип применённого оружия, приблизительный расход боеприпасов. И данные о дате, времени, районе и маневре у немецких лётчиков и в докладах наземных наблюдателей должны были совпадать до мелочей, в противном случае победа не засчитывалась. Поэтому пилоты Люфтваффе очень неохотно вступали в воздушные бои за облаками (если не надо было перехватывать наши бомбардировщики и штурмовики). А ещё чуть позже на все немецкие истребители стали устанавливать фотопулемёты, на плёнке которых должны быть следы видимых разрушений сбитого противника. Если таких кадров не оказывалось, на анкете к рапорту лётчика служба дешифровки ставила жирные знаки вопроса. А это, в свою очередь, означало, что победа, даже если она была одержана очень именитым асом и подтверждалась свидетельствами других пилотов, просто не засчитывалась! (На фото слева подобная анкета, после которой Эриху Рудорфферу одну из побед не засчитали. Приносим извинение за качество фотографии, которая сделана непосредственно с экрана ТВ.) Исключение составляли доклады наземных частей о сбитых самолётах противника (в этом случае данные должны совпадать до мелочей и в донесении лётчиков, и в рапорте наземных командиров) или его падение на территорию, занятую Вермахтом. Подчеркнём: всё это относилось только к дневной истребительной авиации. Учёт сбитых ночными истребителями существенно отличался. В частности, учёт уничтоженных самолётов противника ночью производился по рапорту пилота и обломкам сбитого врага, упавшего в указанном районе на территорию Рейха.
      3 В августе 1942 г. в Северной Африке звено обер-лейтенанта Фогеля, командира четвертой группы 27-й истребительной эскадры (по их докладам) «сбило» за месяц 65 самолетов врага. Но потом оказалось, что вылетая на задание, немецкие пилоты развлекались следующим образом: израсходовав бензин и расстреляв боезапас в африканский песок, они возвращались на свой  аэродром и докладывали об одержанных «победах». Когда их, наконец, раскрыли, то всего лишь расформировали звено, оставив все «победы» в неприкосновенности. Видимо, подобная практика была не новой, потому и не произвела на немецкое командование серьёзного впечатления.