ЕГО ИМЯ НОСИЛО НАШЕ УЧИЛИЩЕ Печать
Рейтинг пользователей: / 4
ХудшийЛучший 
Автор: Юрий Фёдоров   
_3_1__1.JPG
ПЕРВЫЙ В СТРАНЕ ДВАЖДЫ ГЕРОЙ СОВЕТСКОГО СОЮЗА
СЕРГЕЙ ИВАНОВИЧ ГРИЦЕВЕЦ
      Как мы уже сообщали, в рамках торжеств по случаю 90-летия советского аса, легендарного лётчика-истребителя выпускника Чугуевской 9й военной школы пилотов трижды Героя Советского Союза Маршала авиации И.Н. Кожедуба 12 июня 2010 г. на территории Чугуевской авиабазы открыли бюст другому лётчику, майору Сергею Ивановичу Грицевцу, именем которого в 1939 году было названо легендарная кузница лётных кадров, ставшая впоследствии Харьковским высшим военным авиационным училищем лётчиков (ХВВАУЛ).

      В своё время бюст Сергею Грицевцу установили перед штабом ХВВАУЛ в Рогани. В 90-х он был варварски разрушен. Как говорят выпускники училища, «после прихода к власти украинских националистов». Кроме того, имя героя двух войн – в Испании и на реке Халхин-Гол – военным училищем было потеряно в 1994 году, в связи с реорганизацией учебного заведения (сейчас ВУЗ называется Харьковский университет Воздушных сил имени Ивана Кожедуба (ХУВС). Восстановить историческую справедливость и отдать дань памяти герою решили сами авиаторы – личный состав учебно-авиационной бригады в Чугуеве. По их инициативе скульптор Михаил Ятченко в кратчайшие сроки, по фотографиям, изготовил из гранита и полимера памятник известному авиатору. А профинансировал изготовление памятника директор одной из частных фирм Игорь Гайдар. Об этом мы тоже рассказывали.
      Но обратим внимание читатей: этот знаменитый лётчик за две войны получил два звания Героя!
      Считается, что в воздушных боях над Халхин-Голом Сергей Грицевец оказался рекордсменом среди советских лётчиков по количеству сбитых японских самолётов – 12 вражеских машин! Однако успешно уничтожать противника в потогонных заоблачных схватках легендарный лётчик начал ещё раньше – с июня 1938 года, когда группа советских лётчиков-добровольцев, в составе которой находился и Грицевец, прибыла в Испанию. В той кратковременной «зарубежной командировке» командир эскадрильи И-16 Сергей Грицевец за четыре месяца совершил 115 боевых вылетов, провел 57 воздушных боев и сбил 30 самолётов противника. Один из боев «интернациональной» войны наблюдал корреспондент английской газеты «Дейли-Ньюс», который написал в своём репортаже: «Русский лётчик Сергей Грицевец – человек изумительной храбрости, впервые за всю историю военной авиации уничтоживший в одном бою в течение получаса семь самолётов!». За подвиги в Испании Грицевец был удостоен высшей награды – звания Героя Советского Союза.
      Отказавшись от должности начальника военной авиашколы в Борисоглебске, бывший интернационалист-«республиканец» направился в строевую часть на Дальний Восток. Ровно через год после отправки в Испанию, в июне 1939 года, он прибыл в Монголию для укрепления частей, участвующих в советско-японском конфликте у реки Халхин-Гол.
      Лётчик-ас не только летал сам, показывая пример героизма, но и учил мастерству молодых подчиненных. Как и Иван Кожедуб, он никогда не воевал по шаблону, а использовал все хитрости и приёмы искусства воздушного боя. Не менее ценными были его человеческие качества. Красный офицер Сергей Грицевец совершил ещё один подвиг – человеческий. Для спасения своего товарища он посадил самолёт на территории противника. По тем временам такая посадка приравнивалась к преступлению и государственной измене. Любая случайность – поломка мотора или проблемы с колесами, с посадкой или со взлётом – и лётчик «добровольно» становился военнопленным. И потом доказать обратное в «органах» было бы невозможно. На этот случай у «советских» и японцев всегда было наготове личное оружие, чтобы застрелиться (согласно кодексу чести, офицеры-самураи, побывавшие в плену и позже освобожденные, делали себе харакири).
      А дело было так. Во время боя Грицевец увидел, что его товарищ, майор Забалуев, сбитый в воздушном бою японским истребителем, совершил вынужденную посадку на маньчжурской территории, в 60 километрах от границы у дороги, ведущей в город н Ганьчжур. Спастись лётчик не мог – его всё равно вычислили бы японцы. Оставалось одно – выстрел из личного оружия в себя, чтобы не даваться живым. Времени на принятие решения было мало, и Сергей Грицевец, несмотря на опасность поломки, приземлился в степи, прыгая по кочкам. Сергей успел запихнуть товарища в одноместный самолёт, и перегруженная машина с трудом взлетела, и дотянула на последних литрах горючего до своего аэродрома.
      Об этом подвиге доложили Сталину. Он распорядился представить Сергея Грицевца к званию Героя Советского Союза.
      — Товарищ Сталин, — осторожно возразили помощники, — майор Грицевец уже является Героем Советского Союза...
      Сталин, подумав, произнёс:
      — За такой подвиг этот человек должен носить два таких звания!
      Так был создан прецедент, и в стране появились дважды, трижды и один четырежды Герои Советского Союза. 
      Таким образом, майор Сергей Иванович Грицевец за воздушные бои надд Халхин-Голом, за выдающийся героизм и 12 сбитых японских самолётов в августе 1939 года стал первым в СССР, удостоенным такого звания два раза. Однако справедливости ради надо отметить, что дважды Героями Советского Союза, по тому же Указу Верховного Совета СССР стали майор Георгий Пантелеевич Кравченко (погиб в 1943 году) и Яков Владимирович (Вольфович) Смушкевич (расстрелян в 1941 году). Ещё 26 лётчикам-участникам боёв над Халхин-Голом звание Героя Советского Союза было присвоено впервые.

НЕЛЕПАЯ ГИБЕЛЬ
      Поначалу существовало несколько версий того, как погиб прославленный ас. Однако нашлись свидетели, которые пролили свет на это трагическое событие.
      Шёл освободительный поход Красной Армии, которая освобождала Западную Украину и Западную Белоруссию от временной польской оккупации. 16 сентября 1939 г. майор Грицевец С.И. вылетел в Минск, чтобы оттуда прибыть к новому месту службы – он был назначен советником в истребительную авиабригаду. Вечером на своих истребителях офицеры бригады вылетели в сторону аэродрома Балбасово (близ Орши). Уже в сумерках лётчики заходили на посадку по одному. Но оказалось, что капитан Хара и майор Грицевец зашли с противоположными стартами и произвели посадку на полосу на встречных курсах, столкнувшись на пробеге. Грицевец приземлился первым, выключил мотор. И тут замечает мчавшийся на него истребитель. Лётчик завёл мотор, но отрулить не успел. Вращающимся пропеллером ему отрубило голову. Второй пилот, капитан Пётр Хара, отделался в этой катастрофе ушибами.
      Похоронили трагически погибшего дважды Героя Советского Союза с почестями – в белорусском гарнизоне Балбасово. Там же ему установили памятник. Однако правительство приняло решение – не оглашать о гибели героя-лётчика в этом освободительном походе, чтобы не снижать моральное состояние войск... Впоследствии его имя было присвоено Харьковской военной школе пилотов и лётнабов, одному из аэроклубу и улице в городе Харькове...
05__.jpg