3ve3da.jpg  [ХВВАУЛ-74] Харьковское Высшее Военное Авиационное ордена Красной Звезды Училище Лётчиков ВВС
им. дважды Героя Советского Союз
а С.И. Грицевца
homemail
< Декабрь 2012 >
П В С Ч П С В
          1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
25 26 27 28 29 30
31            
Сообщения чата
Сейчас 322 гостей и 1 пользователь онлайн
  • admin

В ИСТОРИИ ХВВАУЛ СКАЗАНО НЕ ВСЁ PDF Печать E-mail
Рейтинг пользователей: / 1
ХудшийЛучший 
      Мы получили письмо от друга нашего сайта БУЙЛО Сергея Ивановича, доктора физико-математических наук, Заведующего отделом НИИ механики и прикладной математики Южного федерального университета, чьё увлечение авиацией и её историей настолько серьёзно, что даже вызывает «белую» зависть! Эта увлечённость помогает и нам открывать новые страницы истории нашего Чугуевского-Харьковского лётного училища, прославленной кузницы лётных кадров. Сергей Иванович уже впервые подробно рассказал о начальнике нашего училища гв. полковнике Грисенко А.И., высказал несколько любопытных замечаний по материалам сайта Взлёт.ру. В частности, дополнил исторической информацией по испытаниям Ту-144 в нашем календаре-хронографе за декабрь, интересно рассказывает об истории приобретения первых реактивных двигателей фирмы Роллс-Ройс, которые затем после доработок устанавливались на наши прославленные истребители МиГ-15 и МиГ-15бис под маркой РД-45, бившие америкосов в небе Кореи...
      Это же письмо публикуем без правки, поскольку имеет самое непосредственное отношение к нашему училищу...

 
СЛЕД АРХИВА НАЧАЛЬНИКА ЧУГУЕВСКОГО ВАУЛ
ГВАРДИИ ПОЛКОВНИКА ГРИСЕНКО А.И.

      Уважаемый Юрий Игоревич!
      Ваши далеко не ординарные литературные способности заметны на всех страницах сайта!
      А какова будет дальнейшая судьба Вашей книги? Что Вы планируете? Желаю Вам успеха в её «бумажном» продвижении! Ведь Интернет – это «мусорная свалка» текущей информации, и любая книга живёт в нём ограниченное время!
      Посылаю Вам фото, которое имеет самое прямое отношение к истории Вашего училища (Начальник Чугуевского училища А.И. Грисенко вручает курсантам путёвки в небо). Это фото из документальной книги В. Татаренко и В. Бондаренко «За облаками солнце!» под редакцией Юрия Жукова, политического обозревателя «Правды» и ЦТ, давнего (ещё с 30-х годов) друга А.И. Грисенко. Если посчитаете нужным, можете включить его в мой очерк, либо куда-нибудь ещё.
      Однако в этой же книге есть ещё одно фото (страничка из лётной книжки Грисенко (см. вложенный файл), которое поставило меня в тупик. Дело в том, что по всем источникам Грисенко попал в Чугуевское училище после командования 16-ой ИАД в Заполярье (Беломорский ВО). Однако по данным МО он командовал 16-ой гвардейской ИАД с 21.01.1945 по 03.05.1945. Есть много косвенных подтверждений, что в 1946 году он уже действительно командовал Вашим училищем. Например, это следует из личного письма его друга, генерала А.В. Утина от 01.09.46 г.:
      «Привет старому «шкрабу»! Жму руку и желаю всяческих успехов на школьном фронте. Как идут дела и много ли ЧП портят тебе печёнки?..»
      Или из воспоминаний генерала М.М. Ланрата:
      «В 1946 году я был курсантом Чугуевского училища. В то время им командовал Александр Иванович (Грисенко). Мы много раз видели, как он мастерски летал на самолёте-истребителе Як-3…»
      А где же он служил с лета и до конца 1945 г.? Запись оценки пилотирования из вышеуказанного фото лётной книжки Грисенко датирована 29.06.45 г. и подписана подполковником Ледяевым, инспектором по технике пилотирования ВВС ХВО. Но ведь это же Харьковский ВО!!! А не командовал ли Грисенко училищем не с 1946-го, а уже с лета 1945 г.??? Или он уже работал в училище с лета 1945 года, но на другой должности??? Тут в датах какая-то нестыковка!
      И ещё. У Грисенко был гигантский фотоархив (видимо, сказывалось его кинематографическое прошлое). Всю войну он таскал с собой фотоаппарат, и почти каждую неделю делал по несколько снимков! При этом он ещё вёл и подробнейший дневник, так что каждое фото было строго «привязано» к дате его создания! Когда писалась вышеуказанная книга, была жива супруга Грисенко Тамара Исааковна, которая предоставила весь архив авторам книги. Однако у Грисенко не было детей, и дальнейшая судьба этого архива мне неизвестна. В музее колледжа № 33 есть только несколько фото. А где же всё остальные? Где дневник? Неужели, это всё погибло!!!
      В описях фондов Ростовского краеведческого музея вроде бы числятся его лётная книжка и несколько медицинских справок. Попробую весной туда попасть. А вдруг там и весь архив!
С уважением, С.И. Буйло
 
Grisenko_03k.jpgGrisenko_04k.jpg
1> Начальник Чугуевского училища А.И. Грисенко вручает курсантам «путёвки в небо». 2> Страница лётной книжки гв. полковника Грисенко А.И.

      Уважаемый Сергей Иванович!
      То, что Вы рассказываете об архиве А.И. Грисенко чрезвычайно интересно! Как было бы интересно заглянуть в эти дневники, увидеть эти фото! Ведь это история!
      Попутно сообщаю, что Михаил Мефодьевич Ланрат – генерал-майор авиации.
      Только что разговаривал по телефону с начальником политотдела нашего училища в 1971-1978 гг. полковником Филатовым Владимиром Александровичем, выпускником Чугуевского ВАУЛ 1949 года. Прочёл ему Ваше письмо. Владимир Александрович очень высоко отзывался о Грисенко, как начальнике училища и лётчике. Сказал, что однозначно Александр Иванович пришёл на должность начальника училища в 1946 году, что до этого ни на какой должности в училище его не было! Почему его технику пилотирования проверял инспектор-харьковчанин, он объяснить не берётся.
      Говорит, что Грисенко был сухощавый, даже очень худой, летал превосходно! Вспоминает такой случай. Александр Иванович решил переучиться на Ла-9. А «Лавочкины» (и Ла-5, и Ла-9) были очень строги к координации рулей на взлёте и посадке. И зачастую даже опытные инструкторы, бывало, делали так называемый «волчок»: крутанёт их по земле, можно было зацепить крылом за грунт. (Товарищ Филатова однажды так поломал самолёт.) Но чаще всего пилот начинает взлёт с одним направлением, а оторваться от земли может с другим! И вот Грисенко, получив провозные, полетел самостоятельно. И допустил «волчок»! Землю не зацепил, но оторвался от земли с очень даже другим курсом. И среди лётчиков-инструкторов пошли разговоры, мол, не так-то просто управлять таким истребителем на протезах!
      Спрашиваю у Владимира Александровича:
      — Ну и что? После этого Грисенко на Ла-9 не летал?
      — Как же, как же! Летал! И самостоятельно, и курсантов обучал и лётчиков-инструкторов в технике пилотирования проверял! Но больше таких ошибок, «волчков» не допускал!
      Уважаемый Сергей Иванович! Пишите о Ваших разысканиях архива Грисенко А.И. Это очень нужно для истории нашего училища. Да что там училища! Александр Иванович стоял у истоков нашей истребительной авиации! Там должно быть интересно всё!
      С уважением Ю.И.



 

Добавить комментарий

Комментарий публикуется после одобрения его модераторами. Это необходимо для исключения оскорбительных для авторов комментариев.


Защитный код
Обновить


test
    © 2009-2017 гг.   Все права защищены.
Полное или частичное копирование материалов без согласия авторов и без ссылок на данный сайт ЗАПРЕЩАЕТСЯ и будет преследоваться по закону!

Создание сайта студия "Singular"

каркас для гамакагидролок