3ve3da.jpg  [ХВВАУЛ-74] Харьковское Высшее Военное Авиационное ордена Красной Звезды Училище Лётчиков ВВС
им. дважды Героя Советского Союз
а С.И. Грицевца
homemail
< Ноябрь 2012 >
П В С Ч П С В
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30    
Сообщения чата
Сейчас 224 гостей и 1 пользователь онлайн
  • admin

ОТКРЫТИЕ ИМЕНИ PDF Печать E-mail
Рейтинг пользователей: / 6
ХудшийЛучший 
      Мы продолжаем поиск малоизвестных страниц и легендарных личностей, которые золотыми буквами вошли в историю Чугуевской военной школы пилотов, Харьковского высшего военного авиаучилища лётчиков им. дважды Героя Советского Союза С.И. Грицевца. На этот раз нам повезло: автор очерка, который мы сегодня публикуем, сам вышел на наш сайт. И предложил рассказ о человеке, возглавлявшем наше училище в 1946-1947 гг., о гвардии полковнике Александре Ивановиче ГРИСЕНКО. Так вышло, что мы, выпускники Харьковского ВВАУЛ совершенно не представляли, что два года наше лётное учебное заведение возглавлял легендарный авиатор, который совершил неоценённый при жизни подвиг. Во время Великой Отечественной войны лётчик-истребитель полковник А.И. Грисенко повторил подвиг Алексея Маресьева, ставшего широкоизвестным, благодаря «Повести о настоящем человеке» Бориса Полевого. Подвиг же Александра Ивановича менее известен. Можно сказать, вообще неизвестен в широких кругах авиаторов. Об этом ничего не слышали даже ветераны училища, выпускники ЧВАУЛ 1949-1951 гг. Что ж, пришла пора узнать об Александре Ивановиче Грисенко и нам.
      Мы благодарны за подвижничество и память С.И. Буйло, за присланный рассказ.
      Данный материал в сокращённом виде в своё время публиковался в газете «Вечерний Ростов»
...

3575_image5318.jpgБУЙЛО Сергей Иванович,
доктор физико-математических наук,
Заведующий отделом НИИ механики и прикладной
математики Южного федерального университета

     
ТРИ ВОЙНЫ ПОЛКОВНИКА ГРИСЕНКО А.И.
 О легендарном начальнике Чугуевского ВАУЛ,
о котором мы, питомцы, Чугуевцы-Харьковчане, совершенно ничего не знали...
     
      Я давно считал своим долгом хотя бы кратко напомнить об основных моментах далеко не ординарной жизни Александра Ивановича Грисенко. В 1951 году лётчик-истребитель, ветеран войны, получил квартиру в нашем доме № 96 (теперь № 82) по улице Максима Горького (гор. Ростов), и мне довелось 15 лет прожить рядом с этим мужественным «настоящим Человеком».
      Дом был элитным и часто назывался «профессорским», так как в нём тогда проживали многие профессоры Ростовского госуниверситета и мединститута. Однако Александр Иванович не затерялся, а органично «вписался» в коллектив жильцов. До сих пор хорошо помню доброжелательный взгляд его умных глаз, слегка подпрыгивающую походку и чисто «грисенковскую» улыбку. Нас, мальчишек пятидесятых годов, всегда поражали его военная выправка и закалка: даже в сильные морозы он обычно ходил без головного убора в лёгком пальто или даже плаще. Александр Иванович никогда не бравировал своими боевыми заслугами. Естественно, в доме знали об отдельных моментах его биографии, однако многое о фронтовых подвигах нашего отважного земляка стало известно только после его смерти. В 1966 году наша семья переехала на другую квартиру, а в 1969 году Александра Ивановича не стало...
     
      Родился Александр Грисенко в 1904 году в нашем городе. Шестнадцатилетним юношей вступил в комсомол и добровольцем ушёл в Красную Армию. Воевал в Крыму и на Украине. После окончания Гражданской войны вернулся в родной Ростов. Обладая недюжинными организаторскими способностями и врождённым актёрским талантом, вместе с Мануэлем Большинцовым создал в Ростове-на-Дону комсомольский общественный театр, а затем и первую в России комсомольскую киностудию «Кинокомсомол». На этой киностудии Большинцов снял свой первый полнометражный художественный фильм «Приказ №…» о подвигах молодых ростовских подпольщиков. Главного героя в этом фильме сыграл Александр Грисенко. Фильм с успехом прошёл по всей стране, а М.В. Большинцов впоследствии стал известным советским кинодраматургом и режиссёром, лауреатом Сталинской премии 1941 года. Сценарист фильмов «Кинокомсомола» Михаил Блейман впоследствии тоже стал известным кинематографистом, одним из создателей культового фильма «Подвиг разведчика».
02.png      Наступил 1932 год. К этому времени Александр уже переехал в Ленинград к Большинцову и приступил к работе помощником режиссёра на «Ленфильме». К сожалению, кинематографическому таланту Грисенко не суждено было раскрыться до конца: его призывают в кадровую армию. Здесь он снова круто меняет свою жизнь. Стране не хватает лётчиков, и в 29-летнем возрасте он поступает в лётное училище, становится лётчиком-истребителем.
      В 1938 году для Александра Грисенко началась вторая война: он едет лётчиком-добровольцем в Китай сражаться против японских захватчиков. В Китае доброволец Грисенко участвует в десятках воздушных боёв и лично сбивает четыре японских боевых самолёта. Боевые успехи «китайского добровольца» Грисенко и его товарищей подробно описаны в книге известного журналиста, а затем и политического обозревателя Юрия Жукова «Крылья Китая. Записки военного лётчика». Эта книга вышла в свет в 1940 году и была написана Жуковым на основе воспоминаний Грисенко, которому для сохранения секретности был присвоен псевдоним вымышленного китайского лётчика, некоего капитана Ван Си.

<< Полковник А.И. Грисенко после возвращения из Китая.

      За образцовое выполнение задания Родины в небе Китая А.И. Грисенко был награждён орденом Боевого Красного Знамени и в чине полковника (о чём свидетельствуют четыре «шпалы» на фото после возвращения из Китая) направлен командиром полка в Особый Киевский военный округ… (Заметим в скобках: головокружительная карьера! За шесть лет – с 1932 по 1938 гг., из которых три года был курсантом авиашколы, и стать полковником, командиром авиационного полка!.. Сказать кому – поверят с трудом! Это надо быть весьма талантливым лётчиком!.. Но четыре шпалы в петлицах говорят сами за себя! – Прим. админа.)
      …Проведенная в начале июня 1941 года внеплановая проверка установила, что все самолёты 2-го истребительного авиаполка полковника А.И. Грисенко без приказа вышестоящего командования вооружены... полным боекомплектом. Началось расследование, и Грисенко за самовольное приведение своего полка в полную боевую готовность грозила суровая (вплоть до военного трибунала) кара. Однако наказать полковника не успели: началась Великая Отечественная война. На рассвете 22 июня 1941 года немецкая авиация внезапно атаковала наши аэродромы и уничтожила прямо на земле сотни не успевших взлететь советских самолётов. В отличие от многих других подразделений, лётчики полковника Грисенко не дали застать себя врасплох, сами атаковали немецкие бомбардировщики и за весь первый день войны не имели боевых потерь от налётов вражеской авиации. Так для полковника Грисенко началась уже третья по счету война…
      Полк под его командованием выдержал первые, самые страшные удары немецких войск, остался боеспособным и мужественно сражался в начальный, самый тяжёлый для нашей страны период войны. Почти за год непрерывных боёв, с 22 июня 1941 года по 8 августа 1942 года, полк под руководством Грисенко сбил в воздушных боях более 100 самолётов, уничтожил до 10 тысяч солдат и офицеров противника. Успешно организуя боевую работу полка, Грисенко и сам лично сбил два Ме-109 и два Ю-88.
01.png
Командиры соседних авиаполков: подполковник А.В. Утин и полковник А.И. Грисенко.
 
      Летом 1942 года развернулись тяжёлые кровопролитные бои на подступах к Сталинграду. Противник бросил в бой свои лучшие силы. Под Сталинград фашисты бросили новейшие образцы немецких самолётов и лучших асов 4-го воздушного флота барона фон Рихтгофена. 8 августа 1942 года в бою с несколькими немецкими асами самолёт Грисенко был сбит, а сам он получил тяжёлые ранения и потерял левую ногу.
      Более полугода Грисенко провёл в свердловском госпитале, где перенёс несколько сложных операций. Он научился ходить на протезе и, несмотря на инвалидность, добился в виде исключения возвращения в действующую армию.
      Истребительная авиадивизия, которой теперь командовал А.И. Грисенко, вместе с дивизией А.И. Покрышкина входила в гвардейский авиакорпус генерал-лейтенанта А.В. Утина, участвовавший в основных сражениях на направлениях главных ударов наших войск. Дивизия Грисенко и её командир воевали отлично.
      Вот как оценивает в своих мемуарах боевые действия А.И. Грисенко весной 1944 года генерал-полковник авиации С.Н. Гречко:
      «…Боевой опыт у полковника Грисенко был немалый. …Он был тяжело ранен, лишился ноги, но, продолжая летать, участвовал в воздушных боях и не раз выигрывал поединки в борьбе с «Мессерами». …Истребительная дивизия полковника А.И. Грисенко действовала великолепно».
      И это притом, что Грисенко с протезом вместо ноги воевал на американском истребителе «Аэрокобра», который, в отличие от наших истребителей, имел ножные тормоза и был очень строг в управлении при посадке!
      Войну Александр Иванович закончил в Вене, затем командовал Чугуевским высшим военным авиационным училищем лётчиков (1946-1947 годы). Его воспитанник тех лет Георгий Добровольский стал лётчиком-космонавтом, командиром космического корабля «Союз-11» и первой в мире орбитальной станции «Салют».
      В 1948 году судьба приготовила для Грисенко новое испытание: Во время сильного землетрясения в Средней Азии он попал под развалины, получил серьёзные травмы и был вынужден покинуть военную службу. Демобилизовавшись, Грисенко теперь уже окончательно вернулся в родной Ростов.
      Жаль, что такой отважный лётчик, воевавший с первого и до последнего дня войны, так и остался в чине полковника! Ведь на войне, если талантливый лётчик сразу не погибал, он быстро продвигался по службе. Например, снятый на фото начала войны вместе с полковником А.И. Грисенко подполковник А.В. Утин стал генерал-лейтенантом авиации, видным советским военачальником.
      Вероятно, основной причиной этого были подозрительность и недоверие тогдашнего высшего руководства ко всем побывавшим за границей лётчикам-интернационалистам. Так, известный «испанский» и «китайский» доброволец Герой Советского Союза, генерал-майор авиации Г.Н. Захаров (во время Отечественной войны в его дивизии сражался французский полк «Нормандия-Неман») тоже как начал, так и закончил войну в одном и том же звании. Видные же авиационные военачальники-интернационалисты Я.В. Смушкевич, П.В. Рычагов и многие другие вообще были расстреляны как враги народа…
      К большому сожалению, какая-то недостойная возня вокруг воинского звания полковника А.И. Грисенко продолжилась и в наши дни! Так, с чьей-то «нелёгкой» руки, почти во всех публикациях в Интернете об А.П. Маресьеве, среди повторивших его подвиг лётчиков звание Грисенко ошибочно указывается как «подполковник». И это притом, что на самом деле именно Александр Иванович Грисенко имел самое высокое звание и был единственным полковником среди лётчиков-истребителей, вернувшихся после ампутации ноги в действующую армию! Неточность в воинском звании Грисенко проникла и на телевидение, где в фильме, снятом к юбилею Маресьева воинское звание А.И. Грисенко также ошибочно указано как «подполковник». Очень жаль, что за такие «ошибки» у нас пока нет никакой ответственности!
      Память об Александре Ивановиче Грисенко жива в наших сердцах. В ростовском лицее № 33 уже несколько лет работает посвящённый ему музей. Одна из улиц в Первомайском районе города Ростова-на-Дону названа его именем, а на нашем доме установлена мемориальная доска:
      «В этом доме с 1951 по 1969 год жил один из первых комсомольцев Ростова, гвардии полковник авиации, отважный лётчик А.И. Грисенко».
2002, 2012 гг.

      От администрации сайта добавим, что, по воспоминаниям полковника Филатова В.А., выпускника ЧВАУЛ 1949 г., начальник училища гв. полковник Грисенко А.И. летал на истребителе и даже обучал курсантов на Ла-9, проверяя технику пилотирования перед самостоятельным вылетом. Однако и это ещё не всё! Заместитель начальника училища (1946-1950е гг.) полковник Белецкий А.Ф., в годы войны получивший тяжёлое ранение и переживший ампутацию ступни, тоже добился права летать. И после возвращения в боевой строй без ступни в годы войны и после её окончания смог налетать 900 часов!..
 

Добавить комментарий

Комментарий публикуется после одобрения его модераторами. Это необходимо для исключения оскорбительных для авторов комментариев.


Защитный код
Обновить


test
    © 2009-2017 гг.   Все права защищены.
Полное или частичное копирование материалов без согласия авторов и без ссылок на данный сайт ЗАПРЕЩАЕТСЯ и будет преследоваться по закону!

Создание сайта студия "Singular"

каркас для гамакагидролок